Чем бизнес может помочь бюджету?
Дефицит бюджета 2010 может превысить 6,5%, и Минфин ищет, где взять денег. Один из вариантов — увеличить акцизы на «народные товары»: алкогольную продукцию, включая вино и пиво... Вопрос недели Business FM
Читать на полной версииДефицит бюджета 2010 может превысить 6,5%, и Минфин ищет, где взять денег. Один из вариантов — увеличить акцизы на «народные товары»: алкогольную продукцию (включая вино и пиво), табачные изделия, моторные топливо и масла и НДПИ, а также поднять ставку вывозной пошлины на газ. Также Минфин предложил увеличить госпошлину и транспортный налог. В сумме это даст 250–270 млрд рублей.
Однако по последним подсчетам дополнительные средства потребуются также для пополнения антикризисного фонда Евразэс — это 10 млрд долларов, и еще 310 млрд рублей — для капитализации банковской системы через ОФЗ.
Как бизнес относится к этим мерам и чем он может помочь бюджету?
Производитель сигар, владелец бренда «Кирсанов коллекшн» Вячеслав Кирсанов:
— Как и любое увеличение налогового бремени, все это негативно скажется на бизнесе, на этой отрасли, и в конечном итоге переложится на плечи потребителей, граждан. Какой смысл раздавать деньги налево и направо, а потом забирать их только в другом виде? Бюджет — это же сообщающиеся сосуды. Так или иначе, эти деньги принесут те, кому их вчера раздали.
Наш сегмент — элитная табачная продукция — и без того находится в заведомо придушенном состоянии. Акцизы на сигары и на сигареты в удельном весе табака несоизмеримы. Поэтому наш сегмент и так уже отдает больше, чем может. Это я только про акциз говорю. А еще надо учесть, что у нас пошлины на ввоз табака по отдельным странам достигают 60%. Например, на ввоз сигар из Доминиканской республики. Поэтому мы и так находимся в состоянии чистого донора.
Владелец авиатранспортной компании АТК Алексей Каширский:
— Есть государство. По разным причинам, возможно, у него неэффективное экономическое положение и неэффективная экономика. Все сложилось так, что возникает дефицит. И дальше хотим мы этого или нет, государство должно искать возможность закрыть этот дефицит. Оно может, например, увеличить внешний долг, взяв деньги у кого-то за рубежом. Другой вариант — взять деньги внутри страны, как было в 1930-40 годы, да и в начале 1950-х годов в Союзе была обязательная подписка на какие-то облигации. Люди отдавали по два-три месячных оклада в течение года, а потом, через 30 лет, возвращались эти деньги с учетом девальвации. Третий способ — увеличить сбор налогов.
То есть у нас есть три пути: внешнее заимствование, внутреннее и увеличение налогов. Что будет выбрано, еще неизвестно. Все три являются необходимыми шагами для государства. Но все они для населения плохие.
Президент компании «Энергопром» Владимир Семаго:
— Бизнес в данном случае не принадлежит к числу активных игроков. Он лишь послушно плетется в хвосте у обстоятельств и тех директив, которые правительство выкладывает обществу в условиях сегодняшней сложной ситуации. Крупный бизнес, пострадавший максимально, ничего себе не позволяет, кроме как выполнять решения государства, потому что оно взяло его на обеспечение. А малый и средний бизнес находятся в таком положении, что не участвует в процессе.
Что же касается действий правительства и президента, я думаю, они продиктованы в первую очередь желанием избежать социальных потрясений. Поэтому все, чтобы не делало сегодня правительство, мы не можем оценивать с точки зрения полезности или понимания чьих-то интересов. Сегодня важно для себя определить: то, что предлагает правительство, вплоть до элементарной раздачи денег, позволит избежать социальной напряженности. Или правительство в силу непрофессионализма доведет страну до каких-то кризисных взрывоопасных ситуаций.
Президент Юникредит банка Михаил Алексеев:
— Меры, безусловно, нельзя отнести к разряду популярных, и вряд ли они будут горячо приветствоваться значительными слоями населения. Наверное, они носят вынужденный характер, потому что другие меры пока не дают действенного результата. В целом бизнес может помочь бюджету исправным выполнением своих обязательств, прежде всего, налоговых, и отказом от практики уклонения под всякими предлогами. Это очень важно.
Основатель и председатель правления компании «С. Холдинг» Алексей Шепель:
— Увеличение акцизов и дополнительные налоги — это, скорее всего, вынужденные меры. И не такие они сложные, чтобы их придумать. Напрягаться нужно для других вещей. Для изобретения сложных мер, которые позволят или заработать дополнительные деньги в бюджет, или сэкономить те средства, которые бюджет должен потратить.
Если говорить о нашем бизнесе, строительном, то мы придумали перед самым кризисом вариант технологий, которые свободно тиражируются между любыми строительными компаниями. А именно, технологию строительства многоквартирных домов, благодаря которой себестоимость квадратного метра с отделкой не превышает 20 тысяч рублей. Например, если на те 477 млрд рублей, которые выделены для жилищного строительства, строить по таким технологиям, то на тот же объем жилья затраты сократятся на треть. То есть считать не по 30 тысяч рублей, как говорит правительство, а по 20. Экономия только от применения этих строительных технологий в данном объеме может дать сумму примерно равную тому бюджетному дефициту, о котором идет речь.
Президент компании «Созидание и развитие» Василий Кошелев:
— Увеличение акциза на алкоголь и табачные изделия достаточно эффективно скажется и на пополнении бюджета, и на оздоровлении нации. Учитывая, что сейчас оздоровление нации рассматривается правительством как приоритетная программа, новые ставки будут приняты. Я такие меры поддерживаю.
Генеральный директор Столичной финансовой корпорации Павел Геннель:
— Ограничение потребления алкоголя и табака, в том числе с помощью ценового фактора — это не так уж и плохо. Если станут меньше курить и пить, то это только плюс.
С другой стороны, будет потеря части рабочих мест в этих отраслях. А в нефтянке увеличение акцизов на топливо и масла — это плохо. Потому что это очень серьезный инфляционный фактор, который точно ударит по всей промышленности и по всему сельскому хозяйству. Думаю, государство, Минфин и бизнес должны помочь друг другу. Соответственно бизнесу надо начать аккуратно платить законно установленные налоги и сборы, а государству, в свою очередь, следить за тем, чтобы не было перегибов в администрировании, чтобы ничего не требовали сверх законных плат. Кроме того, надо снизить давление, связанное с осуществлением фискальной политики, уменьшить документооборот и прочие издержки.
Генеральный директор компании «Ингосстрах» Александр Григорьев:
— Налоги на табачную и алкогольную продукцию абсолютно правомерны, такая мера применяется во всех цивилизованных государствах. Тем более, ликеро-водочные изделия и сигареты вряд ли добавляют здоровья нации и стране. Если же говорить о повышении налога на продукцию госмонополий, в частности, на газ, то здесь более сложная конструкция. Тут нужно понимать, насколько государству выгодна эта монополизация. Шесть крупнейших нефтяных компаний, которые держат всю нефтянку, один «Газпром», который держит весь газ, одна железная дорога и т. д. На мой взгляд, помочь бюджету можно прежде всего демонополизацией российской экономики.
Генеральный директор сети «Азбука Вкуса» Владимир Садовин:
— Повышение акцизов на крепкий алкоголь и на сигареты на продажах не скажется никак. А с учетом объемов реализации этой продукции в нашей стране, плюс в бюджет будет большой. Но я не совсем поддерживаю такого рода меры по затыканию дырок в бюджете. Наверное, единственное, когда я совсем буду против — если вырастут акцизы на импортное вино. Потому что оно и так у нас уже запредельно дорогое по сравнению с европейскими ценами.
Главный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис:
— Наш бизнес помогает бюджету исправными выплатами всех положенных налогов. Любое усиление налогового бремени будет негативно сказываться на перспективах бизнеса и на его инвестиционной привлекательности. Но, на самом деле, когда в доме пожар, сначала спасают людей, а потом мебель. Поэтому, может быть, все настолько плохо, что уже нужно принимать какие-то экстраординарные меры. Нужно каждую из них специально, детально и отдельно от других обсуждать.
Главный экономист корпорации «Уралсиб» Владимир Тихомиров:
— По плану этого года все акцизы составят около 1,3% от общей суммы поступлений в бюджет. То есть понятно, что если внутри группы акцизов идет разговор о повышении, даже очень существенном — в два раза, то все равно это не столь крупный источник, который позволит серьезно снизить дефицит бюджета. С газом проблемы тоже серьезные возникают, потому что увеличение налоговой нагрузки на газовую отрасль фактически будет означать, что у «Газпрома» останется меньше денег для инвестирования. У него же сейчас очень большие расходы, прежде всего на такие проекты как Северный и Южный потоки. А эти проекты не сугубо газпромовские, они затрагивают интересы государства, потому что идет разговор о подтверждении роли России как крупного поставщика энергоресурсов на самый важный для нас рынок — в Европу.
Глава группы компаний «Атомпромресурсы» Андрей Черкасенко:
— Бизнес может помочь бюджету, только увеличив свои обороты и тем самым — налоги, которые платит. Наполнение же бюджета за счет ужесточения налогов — такая мера всегда чрезвычайная и чревата неуплатами этого налога. Мы уже имеем достаточный опыт, который говорит, что постоянное увеличение налогов, причем тех, которые перекладываются на плечи покупателей, обыкновенных людей, не всегда дает нужный эффект. Экономические или математические расчеты могут и не оправдаться из-за того, что собираемость налогов окажется значительно ниже ожидаемой.
Генеральный директор компании Star Media Сергей Шестаков:
— Российский кинобизнес, особенно часть кинотеатров, остается достаточно финансово непрозрачным. Не существует никакой эффективной системы контроля за фактическими сборами фильмов. И не секрет, что наши кинотеатры до 30-40% кассовых сборов воруют. Эти деньги не попадают ни к прокатчикам, ни в официальную отчетность кинотеатров, они не подвергаются налогообложению. Мы давно предлагали государству ввести систему контроля за сборами в кинотеатрах, что увеличивало бы доходы всех участников процесса и, соответственно, налогооблагаемую базу. Потребительский спрос в области кино очень устойчивый и в кризис не так уж серьезно падает. Поэтому грамотный контроль позволил бы достаточно серьезно увеличить доходы бюджета.