С начала года официальный курс доллара вырос почти на 6,5%, евро — почти на 5,5%. На торгах на Московской бирже рубль ослаб еще сильнее. В конце 2008-го – начале 2009-го так называемая плавная девальвация привела к ослаблению рубля на 33% за 2 месяца.

Еще несколько дней назад я была уверена, что рубль развернется… Теперь меня терзают смутные сомнения… 35 рублей за доллар, 48 за евро… что ни день, то антирекорд.

Теперь пророческими выглядят слова Ксении Юдаевой. 20 января в интервью The Wall Street Journal первый зампред Центрального банка России заявила, что российские банки смогут справиться с девальвацией рубля в 30%. Речь шла о стресс-тестах банков, которые провел регулятор.

Возможно, она хотела сказать о финансовой устойчивости банков, но именно магические слова о девальвации распространились в информационном поле.

Тогда эксперты говорили, что стремительное ослабление рубля до Олимпийских игр — это маловероятный сценарий. Спустя 10 дней доллар стоит на полтора рубля дороже.

Что будет дальше, предсказать сложно. Приходится читать по лицам. Вот, Алексей Улюкаев вечером 28 января заявил, что переход к свободному плаванию курса рубля можно отложить.

Что это? Словесные интервенции или совет от бывшего главы ЦБ нынешней? Разумно ли ожидать, что за словами главы Минэкономразвития последуют действия ЦБ?

Пока видно, что реакция рынка на эти слова была краткосрочной. Ни словесные, ни вполне реальные денежные интервенции не остановили падение рубля.

В конце 2008 года появился термин «плавная девальвация». В итоге, она привела к ослаблению курса национальной валюты почти на треть. Но тогда кризис был в полном разгаре: компании сокращали людей, снижались заработные платы, фондовый рынок обвалился.

Как оказалось, в проблемах 2008-го были виноваты капиталисты: они выводили свои деньги с развивающихся рынков. Впрочем, и сейчас выводят. Теперь уже по другим причинам. Но действия и следствия схожи.

Видимо, лишние деньги работают против рубля.