Питерские депутаты пожаловались на телеканал «Дождь» в Генпрокуратуру. Это стало продолжением скандала с опросом, который проводил телеканал.

Зрителям предлагалось ответить на вопрос: «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?»

Обращение к Юрию Чайке поддержало большинство депутатов санкт-петербургского Заксобрания.

Депутат от фракции «Яблоко» Александр Кобринский голосовал против:

«
Цензура недопустима ни в каких ситуациях. Клерикализация общества — это ведь не только внедрение крестов и прочее, это внедрение как можно большего круга вещей, которые являются священными и о которых запрещается даже спорить и даже разговаривать. Поэтому есть вещи, которые для нас неприемлемы, которые для нас могут быть неприятны и даже отвратительны, но у нас нет никакого права предъявлять претензии юридического порядка, как это и предлагается. Если телеканал «Дождь» делает опрос, который неуместен, с нашей точки зрения, это еще не значит, что канал надо закрывать. И вот в чем беда, на самом деле опрос просто вскрыл те проблемы нашей молодежи, их образования, их уровня знаний, их компетенции. Вот в чем проблема на самом деле, а не в том, что они его провели».

Читайте также: Какие темы не стоит затрагивать в СМИ

О закрытии телеканала вопрос не стоит. Но депутаты Санкт-Петербурга просто не могли не отреагировать. Эту позицию пояснил BusinessFMединоросс Александр Кущак, поддержавший обращение в Генпрокуратуру:

«
Такой вопрос для нашего города, который они выстроили, конечно, он неприемлем. Поэтому они молодцы, они сразу поняли, но тем не менее мы вынуждены отреагировать. Понимаете, завтра вдруг еще десяток СМИ начнут вот этот вопрос поднимать. Или что, вообще пересматривать нашу историю? Так же нельзя. Мы просим дать правовую оценку того, что было сделано».

Накануне глава Ассоциации кабельного телевидения Юрий Припачкин предложил отключить вещание «Дождя». В Совете по правам человека при президенте такую возможную реакцию на скандальный опрос назвали радикальной. Если «Дождь» отключат, это будет проявлением цензуры, считают в СПЧ.

Читайте также: «Дождь» предлагают убрать из кабельных сетей

Что касается самого опроса, лидеры общественного мнения, политики и видные деятели культуры были возмущены формулировками.

Тему активно обсуждают в Сети. Многие распространяют видео, выложенное телеканалом Deutsche Welle. В день 70-летия снятия блокады Ленинграда в бундестаге выступил знаменитый российский писатель-фронтовик 95-летний Даниил Гранин:

«
Гитлер приказал в город не входить, чтобы избежать потерь в уличных боях, где танки не могли участвовать. 18-я армия фон Лееба отбивала все наши попытки прорвать кольцо блокады. Немецкие войска, по сути, весьма комфортно, без особых трудов ожидали, что наступающий голод и морозы заставят город капитулировать. В феврале уже ежедневно умирало от голода 3,5 тысячи человек. В декабре месяце люди в дневниках уже писали: «Господи, дожить бы до травы», — когда появится зеленая трава. Всего в городе умерло от голода примерно 1 млн человек. Жуков в своих воспоминаниях пишет, что умерло 1 млн 200 тысяч человек»

Выступление Гранина руководство Германии слушало в полном составе.

Мнения

Между тем Business FM продолжает свой опрос: любые ли темы могут быть предметом для публичной дискуссии? Где проходит граница между замалчиванием и и нарушением моральных норм?

Владимир Бортко
Кинорежиссёр
«
Я снимал кинофильм «Тарас Бульба» и долго анализировал, что же такое, чем же не доволен Андрюша был, сын Тараса. Дело в том, что сама постановка вопроса уже предполагает степень предательства своего собственного народа. В данном случае этот вопрос, казалось бы, невинный: «А может, и не воевать надо было с Гитлером, а просто сдаться? 20 млн населения может быть бы сохранили», — он сам по себе является провокационным. Сначала так, потом чуть-чуть дальше, потом еще один шажочек. Так вот, не надо делать и первого шага. Мы делали так, как должны были сделать. Мы отстаивали Ленинград, потому что его надо было отстоять. И другого варианта не было, нет и быть не может».

В сети активно обсуждают и то, что опрос «Дождя», каким бы он ни был, вскрыл очень серьезную проблему — разрыв в понимании масштаба трагедии и подвига у людей разных поколений.

Николай Сванидзе
Журналист и историк
«
Опрос вскрыл противоречия в понимании происходившего в нашей истории. И речь идет не только о блокаде Ленинграда. И это противоречие — не между поколениями, оно между теми, кто хочет знать правду и между теми, кто не хочет ее знать. Разрыв происходит между ними. Не нужно думать, что все ветераны, старики, блокадники не хотят знать правду. Далеко не все из них считают, что власти поступили правильно. Это не конфликт поколений, это психологический конфликт. Такие опросы имеют полное право на существование, потому, что не ставят под сомнение ни подвиг жителей Ленинграда, ни преступления гитлеровцев. Просто ставится вопрос об ответственности наших властей того времени».

Писательнице, автору таких книг как «У войны не женское лицо» и «Цинковые мальчики» Светлане Алексиевич не нравится ни вопрос «Дождя», ни то, что сейчас происходит вокруг самого канала. А разразившийся скандал, по ее мнению, открывает глаза на куда более глобальную проблему современного общества.

Светлана Алексиевич
Писательница
«
Если задать такой вопрос людям, которые прошли через это — это все равно, что ударить их. То, что такие вопросы возникают, говорит даже не о разрыве взглядов, это говорит о том, что выросло поколение без каких-либо нравственных ориентаций. Во главу угла поставлена своя частная жизнь. Это правильно, но этим нельзя мерить прошлое. Правда, не хотелось бы, чтобы за этим опросом последовали бы какие-то репрессивные меры ».