В России упало производство водки
Рост акцизов привел к падению производства пива и водки. Из-за повышения цен спрос замещается контрафактом, а рынок легальной водки сокращается
Читать на полной версииРоссияне стали меньше пить. Такой вывод можно сделать из опубликованных данных Росстата по выпуску алкоголя в стране. По оценкам статистического ведомства, производство пива в прошлом году сократилось на 8,5% до 890 млн дал. Показатель сокращается второй год подряд.
Страдают от этого пока в первую очередь зарубежные пивоваренные гиганты, которые в докризисный период активно вкладывались в Россию. На протяжении всего 2013 года о заморозке, консервации или продаже части своих заводов объявляли Carlsberg, Anheuser-Busch InBev и Heineken. Последним о сворачивании части производства в начале ноября объявил турецкий Anadolu Efes.
Со снижением спроса на свою продукцию столкнулись не только пивовары, но и производители более крепких алкогольных напитков, в частности — водки. По оценкам Росстата, производство водки в 2013 году в стране упало сразу на 12,3% до 85,7 млн дал. Отгрузки напитка снижались на протяжении всего года, и небольшой рост на 0,6% был зафиксирован лишь в декабре.
Представленные цифры даже превзошли прогнозы участников отрасли. Например, руководство группы «Синергия», выпускающей водки «Беленькая» и Beluga, ожидало падения отгрузок на 9-10% по итогам года. Но несколько дней назад компания представила операционные данные, согласно которым падение составило 12%, а общая отгрузка сократилась до 12,5 млн дал. Едва ли не единственной точкой роста в бизнесе компании стало повышение экспорта на 4% до 0,5 млн дал.
Глава «Синергии» Александр Мечетин объяснил общее падение отгрузок повышением акцизов и назвал прошедший год «непростым для всей отрасли». Еще одна причина падения отгрузок — эффект высокой базы. В ожидании очередного повышения акцизов в конце 2012 года производители крепкого алкоголя загрузили мощности по максимуму, благодаря чему сформировались большие складские запасы.
Больше всех страдают крупные производители, ориентирующиеся на массовый сегмент. «Производители премиальных марок чувствуют себя чуть лучше рынка и объемы практически не снижают, — отмечает генеральный директор Центр исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз. — Потребители премиальной продукции по-прежнему составляют отдельную группу, но на них приходится не более 10% от всего рынка».
Например, отгрузки с заводов группы «Русский стандарт» Рустама Тарико, ориентирующихся на премиальный сегмент, в прошлом году выросли на 3,6% до 2,4 млн дал. Рост обеспечили внешние продажи. А вот группа «Русский алкоголь», которую также контролирует бизнесмен, наоборот, отгрузки снизила из-за ориентации на массовый сегмент.
Падение сектора легальной водки продолжится и в этом году. По оценкам аналитика «ВТБ Капитала» Ивана Куща, оно может составить 5-10%. «В середине года запланировано очередное повышение акцизов на спирт, что приведет к удорожанию минимальной цены бутылки водки до 220 рублей. Спрос от этого на продукт вряд ли сократится, но частично сместится в серую зону», — прогнозирует эксперт.
Отметим, сейчас минимальная цена пол-литра водки составляет 170 рублей. Повышение цены произойдёт уже во втором полугодии. К этому времени акциз на один литр спирта увеличится с 400 до 500 рублей.
Примечательно, что падение продаж алкогольных напитков не единственное свидетельство падения потребительской активности. Ранее о стремлении потребителей экономить сообщали ритейлеры. В частности «Магнит» в декабре столкнулся с сокращением темпов роста продаж в четвертом квартале прошлого года.