Путин и Шотландия
Читать на полной версииПредолимпийское интервью президента Путина группе российских и иностранных журналистов на прошлой неделе вызвало во всем мире большой интерес и было бы большим успехом для имиджа страны.
Если бы не феноменальный просчет насчет геев и педофилов. Президент говорил о геях, педофилии и демографии в одном ряду, как о явлениях связанных. И именно это, а не остальное, позитивное, было воспринято многими на Западе как оскорбительное.
От Великобритании на встрече с Владимиром Путиным был шотландец Эндрю Марр. Марр еще потом, в коротком face-to-face, спросил Путина про отделение Шотландии от Союза. В смысле от союза с Англией в Соединенном королевствe. И даже захотел узнать, не примет ли Путин Шотландию в Таможенный союз с Россией, если что. В этом году предстоит референдум о выходе Шотландии из трехсотлетней унии с Англией. Голосование намечено на 18 сентября 2014 года. Путин сказал, как полагается в таких случаях, что это внутреннее дело Великобритании и что нации имеют право на самоопределение. Но заметил, что в большом сильном государстве лучше. А про вступление в Таможенный союз, как бы поддержав полушутку журналиста, сказал: «А что, неплохая идея».
В официальной кремлевской стенограмме этот обмен так выглядит:
ВОПРОС: А может, вы их пригласите в Таможенный союз вступить, шотландцев?
В.ПУТИН: Да, я не исключаю такую возможность.
Конечно, вопрос с двойным дном. Спрашиваем о Шотландии, думаем об Украине, да и о Кавказе. Марр, предваряя свой вопрос, сказал, что Кавказ напоминает ему в чем-то Шотландию.
Шотландия в союзе с Россией! Какая мысль! А что, виски — любимый напиток постсоветский. Кто твидовое любит, тому, может, интересно будет, что лучший в мире твид, как меня уверяют, делают в Шотландии на Внешних Гебридских островах Харрис и Льюис. Называется Harris Tweed. Ну и потом Роберт Бернс у нас один из любимых поэтов с его «Джоном Ячменное зерно» и «Старой любовью». Эдинбургский фестиваль наши давно освоили, шотландские волынщики и на Красной площади маршировали. А если дальше в прошлое заглянуть, там и Лермонтов шотландского происхождения, и Пушкин в шотландском пледе, и Камеронова галерея в Царском Селе. И герой Отечественной войны Барклай де Толли тоже из шотландцев, предки бежали от Кромвеля... Эх!
Правда, еще в Шотландии мужики ходят в юбках, килт называется. Считается, очень мужественно. И еще именно Шотландия первой в Соединенном Королевстве отменила закон о противодействии пропаганде гомосексуализма. У нас об этом не так известно, но он был принят еще в 1988 году. Section 28 закона о местном самоуправлении. Формулировки там были очень похожие на те, что в российском законе. «Раздел 28» вызвал ожесточенные, просто яростные дебаты и, наконец, длительную процедуру отмены. Шотландский парламент закон отменил в 2000 году, во всей стране — в 2003-м.
А как все же с перспективой отделения Шотландии?
По одному из последних опросов, 65% шотландцев против расторжения унии, включая даже и 20% сторонников Шотландской национальной партии, которая продвигает независимость Шотландии. Кроме идеи, что в «сильном большом государстве лучше», многих шотландцев смущает и то, что у националистов нет внятных ответов на серьезные вопросы.
Националисты кивают на процветающую Скандинавию, в частности, на Норвегию, вышедшую из союза со Швецией в 1905 году. Но норвежцы отнеслись к своей части нефтегазовых запасов Северного моря не так, как в Великобритании, бережнее. Сейчас британские запасы близки к концу, и Шотландии на них не прожить. Если затеять спор о возмещении потраченного, то он растянется до бесконечности.
Неясно, что будет с фунтом, останется у двух стран единая валюта или нет. Неясно, станет ли независимая Шотландия членом ЕС автоматически, или ей придется подавать заново заявку. То же и с НАТО. Национальная партия официально хочет сделать Шотландию безъядерной зоной, закрыть британскую базу атомных подводных лодок с «Трайдентами» на Клайде. Но в штаб-квартире НАТО шотландской делегации дали понять, что так не пойдет, с такой политикой ее в НАТО не примут.
Так что сколько бы виски в России ни пили, до Таможенного союза с Шотландией далековато.