У нас умеют принимать меры безопасности в условиях сложной международной обстановки. В дни Олимпиады 1980 года столицу зачистили. Москвичи говорили: «Вот бы всегда так, почти без приезжих».

В центре ходили милиционеры в белых рубашках, дружинники и так называемые комсомольские оперотряды – люди в бумажных ветровках с олимпийской символикой, которые парусили при сильном ветре.

Кто-то рассказывал, что были проблемы даже у жителей Подмосковья: гаишники тормозили машины с номерами на букву «Ю».

Вспоминается еще тотальная высылка подростков с 14 до 16 лет из Москвы в места отдыха. По домам ходили участковые и представители домуправления и интересовались на предмет наличия данной категории граждан. Тем, кто не имел финансовой возможности отправить детей в пионерские лагеря, предлагась помощь государства. Примеров, что кто-то эту помощь получал, не припоминается.

Как и положено, в компаниях, или, как сейчас принято говорить, на кухнях обсуждали различные слухи. Например, говорили о группах террористов-афганцев, разных националистах и, естественно, диверсантах. Кстати, говорили небезосновательно: 8 января 1977 года - в городе произошла серия взырвов, в том числе между станциями метро «Измайловская» и «Первомайская». По официальной версии, их организовала армянская террористическая группа. Были и экзотические слухи о происках нечистых на руку иностранцев, в частности, о жвачке с бритвой внутри, об отравленном печенье и джинсах, которые распадаются, когда их наденешь.

Дмитрий Медведев
Полковник милиции в отставке
«
ЖЛП — женщины легкого поведения, их тогда именно так и называли. ЖЛП тоже занимались и кражами, и обиранием иностранцев. Даже некоторые известные люди задерживались за совершение преступлений в этот период, хотя нельзя было тогда чернить советский государственный строй, а приходилось».

За 101-й километр массовым порядком выселяли бездомных и другие нежелательные элементы. Есть история о том, что министр внутренних дел Щелоков якобы собирал «воров в законе» и просил их в дни Олимпиады навести порядок по своей линии, чтобы не посрамиться перед иностранцами. Те отнеслись с пониманием.

Филипп Бобков
Бывший начальник 5-го Управления КГБ СССР
«
Через Москву в то время каждый день ехало шесть млн человек. Представляете, если пройдет день и из них три останутся в Москве посмотреть Олимпиаду. Но они же никуда не попадут. Где они будут? Просто в Москве. Поэтому город нужно закрыть! Не потому что нам страшно, что кто-то что-то съест, а потому что Москва просто задавится».

Тем не менее всего предусмотреть невозможно. Как снег на голову была смерть Владимира Высоцкого в самый разгар и без того сложной Олимпиады. Проститься с ним пришли люди в пустой Москве. Нашлись, несмотря на зачистки.