Президента Украины Януковича призывают предотвратить государственный переворот. Так депутаты одесского облсовета расценили действия демонстрантов в Киеве.

Ранее поступили сообщения, что на улице Грушевского в Киеве, где продолжаются беспорядки, эвакуируют работников офисов. Протестующие жгут автомобильные шины, над центром Киева поднимается густой черный дым. Оппозиция вооружается коктейлями Молотова. Власти Украины разрешили милиции использовать водометы и дымовые и аэрозольные гранаты.

В Сети распространяются сведения, что милиция якобы планирует разгон протестующих с улицы Грушевского и даже разгон всего Майдана.

Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил о возможности применения Евросоюзом санкционных мер в отношении властей Украины в связи с насилием против демонстрантов. Ранее посольство США в Киеве заявило, что Штаты вводят санкции против Украины.

Власти Украины сталкиваются с вмешательством во внутренние дела страны, заявил замглавы МИД России Григорий Карасин.

Эксперты говорят, что сложившаяся на Украине ситуацию нелепа: власть ведет себя с радикалами крайне нерешительно; при этом оппозиция, решившись в отсутствие сильного харизматического лидера сделать ставку на националистов, не сможет затем с ними справиться.

«Не надо призывать к разгону Майдана», — говорит директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев:

«
Не надо подстрекать из Москвы. Всегда говорят, что власть действует нерешительно. Кто там, Пушков сказал из Госдумы? Так вот, власть решительно действует, просто она не может смять вот этот протест, потому что, понимаете, «Беркут» — это по долгу службы, а вот люди стоят и не боятся пуль, ничего, по зову сердца. Они защищают страну, они защищают Украину, как они считают. Поэтому не надо подстрекать и направлять украинскую власть на силовое разрешение конфликта, чем Москва и занимается. Нельзя разогнать этот Майдан, нельзя разогнать 30 тысяч человек, принуждать к переговорам, принуждать к диалогу, принуждать к компромиссу. Мы видим, с каждым разом, с каждым разгоном Майдана, Майдан укрепляется. Дух протеста и дух радикальности увеличивается. Зачем? Поэтому я думаю, что сегодняшняя силовая зачистка не закончится абсолютной победой власти. Предмет такого первого серьезного компромисса — это изменение в законодательство, такое репрессивное, которое было принято 16 января по российской модели, с помощью наших российских братьев, товарищей, которые нам показали, как надо разгонять протест. Вот эти законы должны быть отменены. Украина не Россия. Это не мои слова, это слова Кучмы. Освободить активистов, не трогать их, и затем начинать вычерчивать дорожную карту выхода из украинского кризиса. Силовым путем из него не выйти».

Это революция, но не гражданская война, а вот если будет разгон Майдана, то реальна угроза гражданской войны. Такое мнение высказал в интервью BusinessFMдиректор Центра восточноевропейских исследований Андрей Окара:

«
Это, действительно, очень похоже на революцию, со всеми ее классическими признаками, на антифеодальную революцию. Насчет гражданской войны тут можно как раз спорить. Почему? Потому что гражданская война — это когда есть несколько враждующих между собой вооруженных группировок. Здесь речь идет о бойне. Уже есть погибшие. Причем наши с вами российские родные СМИ очень активно говорят о том, что это какие-то жуткие бандеровцы на баррикадах, оказывается, убили сегодня армянина и белоруса. Украинские восставшие два месяца требуют от Запада какой-то реакции. Запад пока уклоняется от радикальной реакции».

Виктор Янукович сейчас встречается с лидерами оппозиционных парламентских фракций — Кличко, Тягнибоком и Яценюком. Задача встречи одна — урегулировать политический кризис.

На зимней сессии ПАСЕ, которая состоится с 27 по 31 января в Страсбурге, пройдут срочные дебаты по ситуации на Украине. Об этом сообщил руководитель российской делегации в ассамблее, исполняющий обязанности группы Европейских демократов Алексей Пушков.

Столкновения с «Беркутом»

Только за сегодняшний день «Беркут» несколько раз оттеснял митингующих к Европейской площади, но затем милиционеры возвращались на исходную позицию — к кассам стадиона «Динамо».

«Прямая трансляция из Киева. Противостояние на улице Грушевского»

Вчера вечером между милицией и протестующими было объявлено перемирие, однако продержалось оно недолго. Утром в Киеве возобновились столкновения митингующих с бойцами «Беркута». Сотрудники спецподразделения предприняли попытку разобрать баррикады, однако получили оживленное сопротивление со стороны оппозиции — в ход снова пошли коктейли Молотова и камни. С обратной стороны — резиновые пули и свето-шумовые гранаты. Активисты укрывались от пуль за сгоревшими автобусами и бросали оттуда бутылки с зажигательной смесью.

Сегодня стало известно о первых жертвах беспорядков. Днем также появилась информация о похищении в Киеве за ночь 50 человек. Об этом заявила Генпрокуратура Украины. По свидетельствам очевидцев, их жестоко избивали и увозили в неизвестном направлении. «Участники экстремистских группировок разгуливают по улицам города, вооружившись палками и металлическими прутьями, наносят телесные повреждения мирным гражданам, поджигают автомобили», — говорится в сообщении ведомства.

Читайте также:«Мы любим Россию, но не хотим к России»

Ранее премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что власти применят силу, если провокаторы не остановятся. У руководства страны может не остаться другого выхода, отметил глава правительства в интервью телеканалу «Россия 24»: «Мы надеемся на здравый смысл, потому что этих провокаторов — кучка. Может быть, тысяча человек в Киеве сейчас. Но что такое тысяча человек в масштабах 46 миллионов народа Украины»?

«Так продолжаться больше не может»

Между Майданом и улицей Грушевского проходит постоянная ротация людей, рассказал специальный корреспондент Русской службы BBC Юрий Маловерьян. По его наблюдениям, люди на Майдане и Грушевского — «в значительной степени пересекающиеся множества». Кроме этого, существуют так называемые «отряды самообороны Майдана». «Они постоянно ходят туда и обратно. Специального призыва идти на Грушевского не нужно. С 1 декабря на Майдане сформировались комендатура и отряды самообороны, которыми руководят опытные авторитетные люди. Самооборона разбита на сотни, они дежурят по очереди на баррикадах и осуществляют патрулирование», — рассказал Маловерьян Business FM.

Почетный сотрудник МВД, эксперт по безопасности, полковник Сергей Петров считает, что отсутствие приказа на зачистку говорит о силе позиций власти.

«Кто-то сочувствует тем, кто налетает на милицию, кто-то сочувствует бойцам «Беркута», которые стоят как богатыри. Вся Украина не приняла одну сторону, весы шатаются. А все сценарии «цветных революций» очень похожи: когда ситуация заходит в политический тупик, всегда нужны трупы. Если это будут тела милиционеров, значит, народ будет их жалеть. Если погибнут молодые ребята с Западной Украины, народ будет жалеть их. В стране нет явно выраженного большинства или общественного мнения, лидеры оппозиции отказались от поддержки силовых акций, Майдан сам по себе не расходится... В этом смысле правительство Украины демонстрирует, если хотите, гуманность», — считает он.

Тактику украинских правоохранителей обозреватель Business FM Иван Медведев обсудил с главным редактором газеты «Спецназ России» Павлом Евдокимовым.

Хотелось бы понять логику тех, кто отдает приказы «Беркуту». Бойцам за несколько минут с легкостью удается зачистить улицу Грушевского. Дальше от Майдана отделяет их еще 200 метров. Но «Беркут» почему-то возвращается на исходные позиции, после чего боевые группы набирают еще больше людей с Майдана и идут обратно. Все волнами так и происходит. И «Беркут» постоянно отходит назад. Почему милиция не доведет оппозиционеров до баррикад Майдана, до того места, где люди, выступающие со сцены, говорят, что они за мирный протест?
Павел Евдокимов: Думаю, что эта логика объясняется всей двойственной позицией вообще официального Киева. Вы прекрасно помните, в течение определенного времени официальный Киев пропагандировал вступление, присоединение, подписание ассоциации с Евросоюзом, потом принято было другое решение. Такая двойственная политика проявляется во всем. Она только возбуждает людей. Создается ложное впечатление, что они могут победить. Не знаю, может быть, нет приказа действовать до конца, жестко..
То есть это не тактический ход?
Павел Евдокимов: Думаю, речь идет о боязни пойти до конца, потому что, с одной стороны, если бы эта ситуация была бы разрешена, пусть даже жестко, еще некоторое время назад, то не погибли бы люди. Есть закон больших чисел. Если на какой-то территории сконцентрировано большое количество людей, в том числе вооруженных, то рано или поздно кровь прольется, тем более при эскалации насилия.
Сегодня момент, когда «Беркут» отошел назад, после чего их противники опять подошли вплотную. «Беркут» отодвинул их без применения силы и отошел в сторону. И когда милиционеры побежали в очередной раз, то уже избивали тех, кого догоняли. Почему те, кто отдает приказы, не понимает этого?
Павел Евдокимов: Потому что власти вынуждены делать большую скидку и действовать с оглядкой, в данном случае — на западное общественное мнение. Если следовать украинским источникам, 80% украинского долга скуплено США. В такой ситуации вы, конечно, будете делать скидку на мнение кредитора. ЕС занимает совершенно четкую, недвусмысленную позицию, давая очень жесткую оценку действиям киевских властей. Боязнью пройти до конца и применить силу в полном объеме, хотя все правовые аспекты для этого есть, и объясняется позиция официального Киева.
По вашим оценкам, если ситуация в ближайшее время никак не прояснится и не будет дано какого-то четкого приказа — отходить или наступать, чем может все закончиться, и как быстро может прийти развязка?
Павел Евдокимов: Мы наблюдаем в Киеве элементы гражданской войны. Мы это хорошо видели в сентябре-октябре 1993 года в Москве и знаем, чем заканчивается такое противостояние. Поэтому, честно говоря, у меня очень нехорошее ощущение. Накал страстей таков, что решить эту ситуацию без применения силы невозможно.
Когда предел?
Павел Евдокимов:Думаю, что все решится в течение ближайших нескольких дней, потому что обратите внимание, насколько пошла эскалация насилия. Поэтому так продолжаться больше не может, ситуация должна разрешиться в ту или иную сторону достаточно быстро.