Иномарки задержатся для саносмотра
С 15 июля в России вводится фитосанитарный контроль за ввозимыми в страну подержанными иномарками, которые санитарные инспектора будут проверять дважды — на границе и в конечном пункте. Эксперты уверены, это приведет к новым поборам
Читать на полной версииНачиная с 15 июля ввозимые в Россию автомобили будут проверять на наличие вредителей. Причем это будет происходить дважды — при пересечении границы и в конечном пункте следования.
Формально это оформлено как расширение перечня подкарантинной продукции и товаров, подлежащих государственному фитосанитарному контролю: в нем теперь также фигурируют легковые, грузовые автомобили, тракторы и некоторые виды спецтехники — от автокранов до пожарных машин.
Инспекторы в пунктах досмотра будут проводить визуальный осмотр и задерживать подозрительные машины для лабораторной экспертизы. Подозрения будут вызывать остатки растений, насекомые, грунт в автомобиле. В ведомстве утверждают, что ввод новых правил всего лишь следование международным нормам, так как аналогичные нормы существуют в европейских странах и, например, Австралии.
В ведомстве ссылаются на исследования, которые показывают, что именно на шинах и в щелях старых машин в страну попадают опасные вредители. По данным Россельхознадзора, в 2007-2008 годах было выявлено 4290 единиц техники, содержащих «биологические материалы и почву, насекомых в живом и мертвом виде». В 14 случаях находки оказались опасными карантинными объектами — азиатской хлопковой совкой, американской белой бабочкой, непарным шелкопрядом и японским жуком.
Чтобы избежать карантина, в Россельхознадзоре советуют импортерам тщательно мыть и обрабатывать автомобили до ввоза в Россию, так как тщательная мойка подержанных автомобилей перед ввозом в РФ позволит автовладельцам избежать вопросов со стороны фитосанитарных инспекторов.
«Вы когда-нибудь днище подержанной машины видели? Это целая коллекция всего подряд, включая семена растений. Любая сорная трава, насекомые-вредители, почвенные бактерии — все это может быть ввезено на днище старых автомобилей»,— обосновал необходимость введения новых правил замглавы Россельхознадзора Николай Власов, уточнив, что на карантинные мероприятия отводят до 20 календарных дней.
С учетом резкого падания объемов ввоза подержанных иномарок, у проверяющих из Россельхознадзора окажется меньше работы, чем могло бы быть до кризиса. По данным данным агентства «Автостат», за первое полугодие 2009 года в Россию юридическими лицами было ввезено 10 тысяч подержанных иномарок, что на 97% меньше, чем за аналогичный период 2008 года, когда было ввезено 284 тысячи таких машин. Как отмечают эксперты агентства, данных об объеме ввоза автомобилей физлицами в 2009 году пока отсутствуют, но эти цифры еще ниже.
Отвечать за реализацию новых норм провоза иномарок в Россельхознадзоре будет отдел Государственного ветеринарного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте. На момент выхода материала BFM.ru не удалось получить комментарии ведомства на этот счет.
Как показывает практика осмотра других товаров, чиновники Россельхознадзора не успевают проверять все провозимые объекты, поэтому в целях ускорения процесса, импортеры вынуждены доплачивать за эти услуги посредникам, которые и работают напрямую с представителями Россельхознадзора.
Один из дальневосточных автотрейдеров в комментарии BFM.ru выразил крайне отрицательное отношение к новой госинициативе. «Все будет так же, как и с проверкой на соответствие стандарту «Евро-3»: появится еще один кабинет, куда надо заносить деньги. Конечно, нередко завозят и всякий хлам, который берут на японских свалках по 500 долларов, так как не у всех есть деньги и людям надо и на таких машинах ездить. Но в реальности никто ничего проверять не будет; это еще одна кормушка для чиновников», — сказал участник рынка.