Суд сэкономил экс-главе «Уралкалия» 15 млн рублей
Баумгертнера не отпустили под залог
Читать на полной версииБасманный суд Москвы сегодня отказался освободить под залог в 15 млн рублей бывшего главу «Уралкалия» Владислава Баумгертнера, обвиняемого в злоупотреблении полномочиями. Он останется под домашним арестом еще на три месяца—до 14 апреля этого года.
На заседание суда бывший топ-менеджер прибыл в строгом деловом костюме и при галстуке. Его сопровождали сотрудники ФСИН и адвокат Дмитрий Шашков.
Когда устанавливали личность обвиняемого, бизнесмен от волнения запутался в датах рождения своих детей.
«Хронические заболевания имеются?» — поинтересовался судья Артур Карпов.
«Язва 12-перстной кишки, пиелонефрит и заболевание колена», — с готовностью ответил арестованный и пояснил, что травма ноги у него осталась со времен занятия профессиональным спортом.
Страхи следствия
Следователь Алексей Мальцев просил оставить обвиняемого под домашним арестом в квартире его отца в Старопименовском переулке, где Баумгертнер находится с 10 декабря прошлого года. Он зачитал соответствующее ходатайство СК.
В нем говорилось, что завершить следственные действия пока не представляется возможным. Следствию требуется время для того, чтобы осмотреть изъятые в ходе обысков и выемок предметы и документы, а также допросить сотрудников «Уралкалия». Мальцев поделился опасениями, что, находясь на свободе, Баумгертнер «вступит в контакт с лицами, в отношении которых проводятся оперативно-следственные мероприятия, и сообщит им информацию, которая стала известна ему в ходе расследования». Обвиняемый может скрыться, ведь у него есть счета в зарубежных банках. Кроме того, у него и его родственников имеется недвижимость за границей, сказал следователь. Он добавил, что Баумгертнер обвиняется в совершении тяжкого умышленного преступления, срок наказания за которое превышает 3 года.
Сам Баумгертнер был против того, чтобы и дальше оставаться в неволе. «Я прошу избрать мне меру пресечения, не связанную с домашним арестом. Я уже полгода нахожусь под домашним арестом, дал все интересующие показания следствию и никоим образом не препятствовал расследованию», — сказал экс-топ-менеджер.
15 млн и даже больше
Его адвокат Дмитрий Шашков также просил ходатайство следствия отклонить. В качестве альтернативной меры пресечения он предложил залог в размере 15 млн рублей «и даже больше».
Адвокат указал, что по закону суд, решая вопрос о мере пресечения, обязан проверить обоснованность предъявленного обвинения. А оно как раз таковым не является. Шашков пояснил, что, согласно фабуле обвинения, Баумгертнер руководил действиями бывшего первого заместителя ЗАО «Белорусская калийная компания» Константина Солодовникова, который летом расторг контракт между БКК и ее индийской фирмой-партнером на поставку удобрений. Однако, как заявил защитник, это не соответствует действительности. «В материалах дела имеются два письма, из которых следует, что данный контракт никогда не расторгался. По нему индийской компании поставлено было более 90 тысяч тонн калия, и соглашение продолжает действовать до февраля», — сказал Шашков.
Он настаивал, что его клиент был вообще «мало знаком» с Константином Солодовниковым, с которым он «виделся на совместных мероприятиях с участием белорусской стороны».
«Человек, совершивший противоправные действия, никогда бы не поехал на переговоры, предполагая, что его там задержат. Поэтому отсутствует подтверждение того, что он скрывался или собирался скрыться», — резюмировал защитник.
Шашков добавил, что у его клиента безупречная репутация, он имеет ряд государственных наград и входит в кадровый резерв «топ-100» президента РФ, «куда случайные люди не попадают».
Адвокат посетовал, что расследование идет «непродуктивно, и следствие не спешит его закончить».
Три меры пресечения
В завершение он предложил вариант: если следствие опасается, что Баумгертнер скроется за границей, то оно может ограничить его выезд за пределы России, вынеся соответствующее постановление и направив его погранслужбам.
«Мера пресечения выносится судом, и если следователь корректирует ее направо и налево, то он рискует», — удивился судья.
«Можно избрать и подписку…» — придумал другой вариант адвокат.
«Ну должна же быть какая-то разумность, — сказал председательствующий. — Человек под стражей, а вы просите ему еще и подписку избрать. Можно все меры подряд избрать имеющиеся в УПК: залог, подписку и еще чего-нибудь», — с иронией заметил судья.
На принятие решения он взял полчаса. Выйдя из совещательной комнаты, Артур Карпов удовлетворил просьбу следствия, оставив Баумгернтера под домашним арестом еще на 2 месяца и 25 суток — до 14 апреля. Бизнесмен будет находиться в квартире своего отца в Староприменовском переулке.
Ему запрещено общаться с кем бы то ни было кроме близких родственников и адвокатов, пользоваться средствами связи и Интернетом. Однако обвиняемому можно гулять каждый день по два часа — с 19 до 21 часа в пределах Садового кольца.
Его адвокат заявил, что будет обжаловать в апелляции решение суда, но от дальнейших комментариев воздержался.
Приключения Баумгертнера в Белоруссии и России
Теперь уже бывший гендиректор компании «Уралкалий» стал заложником так называемой «калийной войны», которая вспыхнула этим летом. Это произошло после того, как «Уралкалий» вышел из партнерства с «Беларуськалием», обвинив его в несанкционированной торговле удобрениями и последующем обвале цен на рынке. В отношении Владислава Баумгертнера в Белоруссии завели уголовное дело. 26 августа прошлого года топ-менеджера задержали в аэропорту Минска. Месяц Баумгертнер провел в СИЗО, после чего его перевели под домашний арест в Минске на съемной квартире. Белорусские следователи инкриминировали коммерсанту «злоупотребление властью и служебными полномочиями», а позже переквалифицировали его действия на статью «хищение», которое причинило ущерб на сумму 100 млн долларов.
Они направили материалы в Следственный комитет России, который 14 октября прошлого года возбудил свое уголовное дело — об организации злоупотребления полномочиями (ч.3 ст. 33 ч.2 ст. 201 УК РФ — до 10 лет лишения свободы). 22 ноября Баумгертнера экстрадировали в Россию и предъявили официальное обвинение. На следующий день его сняли с должности гендиректора ООО «Уралкалий», назначив на его место Дмитрия Осипова. 10 декабря Басманный суд по ходатайству СКР поместил его под домашний арест.
Читайте также: ГП России: Белоруссия приняла решение о выдаче Баумгертнера
Читайте также: Мосгорсуд решил судьбу главы «Уралкалия» за пять минут