Госэкспертиза не согласовала проект дороги к Черногорскому месторождению
Месторождение принадлежит компании «Русская платина»; отрицательное заключение было выдано еще осенью, других заключений не выдавалось
Читать на полной версииГлавгосэкспертиза не согласовала проект строительства дороги к Черногорскому месторождению «Русской платины». Последнее заключение этого учреждения по этому проекту выдавалось компании «Черногорская ГРК» («дочка» «Русской платины» и владелец лицензии на Черногорское) еще в сентябре, оно было отрицательным, а других с тех пор не выдавалось, рассказали в учреждении. Причины выдачи отрицательного заключения не озвучиваются.
В то же время, данный проект, проект разработки месторождения Черногорское — первый опыт работы компании в Заполярье, поэтому, как отмечают эксперты, нет ничего удивительного в том, что он продвигается тяжело и не без осложнений. Аналитики прогнозируют и иные трудности — например, связанные с финансами и наличием мощностей. Например, по оценке экспертов, одно лишь строительство теплоэлектростанции (ТЭЦ) на газе мощностью 200 МВт обойдется в 12 млрд рублей. При этом для работы в Норильском промышленном районе в год требуется в шесть раз больше, 1200 МВт. Кроме того, немалыми обещают быть и финансовые и временные затраты на бурение — освоение газового месторождения в среднем, как напоминают эксперты, занимает около 5 лет, а одно бурение и освоение скважины обходится почти в 600 млн рублей. По предварительным оценкам же, «Русской платине» потребуется не менее 7 таких месторождений.
По мнению ряда экспертов, «Русская платина» реально слаба для освоения такого месторождения как Черногорское. Компании откровенно не хватает ресурсов и опыта для такого большого месторождения. «У «Русской платины» не такой большой опыт работы в крупных проектах, как у «Норникеля», — отмечает аналитик ВТБ Капитал Николай Сосновский. «К тому же тут есть еще много формальных реализационных проблем — со временем, с доставкой, с реалиями той страны, где работаешь, и т.п. То есть, например, если бы то же месторождение захотели осваивать канадцы, у них бы было гораздо меньше проблем с технической частью, но гораздо больше в плане, допустим, общения с местными чиновниками. И, наоборот, у «Русской платины» есть понимание российских реалий, но не хватает опыта и ресурсов. Ведь опыта реализации крупных проектов в рудной добыче у нее просто нет», — добавляет Сосновский.
Ранее, в интервью информагентству Прайм глава группы «Альянс» (в которую входит компания «Русская платина») Муса Бажаев говорил о возможности партнерства с «Норильским никелем» на Таймыре. «У «Норникеля» есть инфраструктура, у нас ее нет. Нам нужно или создавать с нуля все свое, или же договариваться с соседом», — отмечал тогда Муса Бажаев.
Месторождение Черногорское находится примерно в 15 километрах от Норильска. Лицензию на его разработку «Русская платина» купила в апреле 2011 года у компании «Интергео» Михаила Прохорова и Максима Финского. Подтвержденные балансовые запасы руды месторождения составляют 143 млн тонн. Среднее содержание никеля — 0,22%, меди — 0,29%, платиноидов и золота — 3,9 г/т.
«Русская платина» планирует построить здесь ГОК (горно-обогатительный комбинат), для переработки руды как Черногорского месторождения, так и южной части месторождения «Норильск-1» (лицензию на нее компания получила в августе 2013 года). Северную же часть «Норильска-1» разрабатывает ГМК «Норильский никель», основной недропользователь Таймыра. При подготовке Черногорской площадки «Русская платина», по словам ее руководства, столкнулась с препятствиями со стороны властей Норильского района по допуску к дорожной инфраструктуре. Позднее стороны договорились о создании рабочей группы в рамках реализации проекта Черногорская ГРК.
Первый металл на Черногорском месторождении «Русская платина» рассчитывает получить к 2015 году, а с 2016 года компания планирует производить на Черногорском от 7 до 9 тысяч тонн никеля, от 13 до 16 тысяч тонн меди, около 6 тонн платины, 12-13 тонн палладия и порядка 500 кг золота в год.