В суде к брату обвиняемых в убийстве Политковской применили электрошокер
В Мосгорсуде прошел отбор коллегии присяжных по делу об убийстве обозревателя «Новой Газеты» Анны Политковской
Читать на полной версииВ Мосгорсуде сегодня отобрали вторую коллегию присяжных, которая будет участвовать в рассмотрении громкого дела об убийстве обозревателя «Новой Газеты» Анны Политковской. Не обошлось без скандала: к брату подсудимых Махмудовых приставы применили электрошок. Рассмотрение дела по существу начнется уже завтра.
Однако защита заявляет о том, что поставлена в заведомо неравные условия с обвинением: в ходе проведенного накануне обыска у основного адвоката по делу Мурада Мусаева следователи изъяли компьютеры со всеми материалами.
Отбор коллегии присяжных проходил на втором этаже в одном из самых больших залов суда при повышенных мерах безопасности: у входа в зал дежурили сотрудники группы быстрого реагирования Федеральной службы судебных приставов. Процедура проходила в закрытом режиме. Однако поскольку на отбор приехало больше 60 кандидатов и из-за этого в зале возникла духота, дверь решено было открыть.
Инцидент у зала суда
В этот момент к двери подошел младший брат подсудимых Махмудовых Тамерлан. Он когда-то сам был в числе обвиняемых и даже отсидел под стражей несколько месяцев. Но позже обвинения с него были сняты. Сотрудники спецназа попросили его отойти, а когда молодой человек не подчинился, то применили к нему электрошокер. Надо сказать, что инцидент вызвал бурю негодования со стороны трех его братьев, которые находятся под стражей: Джабраила, Ибрагима и Рустама Махмудовых. «Все это изрядно напугало нескольких женщин-кандидаток, которые после этого отказались участвовать в отборе, взяв самоотвод», — рассказала подробности случившегося представляющая интересы потерпевших (ими признаны сын и дочь Политковской — Вера и Илья) адвокат Анна Ставицкая.
Сам отбор заняла около трех часов. В итоге были отобраны 12 основных и столько же запасных присяжных. В основную коллегию вошло больше мужчин, а в запасную — женщин, средний возраст которых 40-50 лет.
Отметим, что это уже вторая коллегия, которой предстоит решить судьбу пятерых подсудимых: чеченского авторитетного бизнесмена Лом-Али Гайтукаева, трех его племянников: Джабраила, Ибрагима и Рустама Махмудовы, а также бывшего сотрудника УБОП, майора Сергея Хаджикурбанова.
Их обвиняют в убийстве Анны Политковской, которая была застрелена 7 октября 2006 года в подъезде дома на Лесной улице, где снимала квартиру. Заказчик убийства журналистки так и не был установлен. Следствие лишь пришло к выводу, что причиной расправы стали публикации Политковской.
По второму кругу
К рассмотрению уголовного дела Мосгорсуд приступил в июле 2013 года. Процесс уже близился к завершению, однако 14 ноября коллегию распустили из-за того, что из нее по разным причинам выбыли присяжные и их число стало недостаточным для вынесения вердикта (По закону его могут выносить только 12 заседателей). В итоге был назначен новый отбор.
Читайте также: Обвиняемые в убийстве Политковской остались без присяжных
Тогда адвокаты подсудимых заявили, что роспуск коллегии, который был инициирован прокуратурой, был выгоден обвинению, которое опасалось вынесения второго оправдательного вердикта.
Дело в том, что трое фигурантов: Джабраил и Ибрагим Махмудовы, а также Сергей Хаджикурбанов — в феврале 2009 года уже были оправданы присяжными в Московском окружном военном суде. Впоследствии приговор отменил Верховный суд, а дело вернули на доследование, в ходе которого количество фигурантов увеличилось вдвое. Из них вину признал только один — бывший сотрудник ГУВД Москвы, подполковник Дмитрий Павлюченков. Его дело Мосгорсуд рассмотрел в особом порядке и в декабре 2012 года приговорил к 11 годам колонии за соучастие в убийстве.
Остальные фигуранты вину отрицают. В настоящее время все они находятся под стражей.
Рассмотрение дела по существу с участием новой коллегии стартует уже завтра. Ожидается, что в этот день гособвинители Мария Семененко и Борис Локтионов выступят перед присяжными с вступительным словом, в котором изложат фабулу обвинения. В свою очередь подсудимые выскажут свое отношение к нему, а их адвокаты изложат позицию своих подзащитных по делу.
Адвокат остался без материалов
Впрочем с этим могут возникнуть проблемы. Как рассказал BFM.ru адвокат подсудимого Джабраила Махмудова Мурад Мусаев, накануне в ходе обыска у него дома сотрудники Следственного комитета изъяли у него все компьютеры: стационарный, два ноутбука и ipad, в которых находятся все материалы по делу: ходатайства, заявления, вступительная речь, а также проект защитительной речи в прениях. «Я просил отложить заседание хотя бы на пару дней, для того чтобы я мог забрать их у следователей, но мне в этом отказали. Я пытался сегодня пробиться в Следственный комитет, но меня никто не хочет там видеть. Меня пытаются завтра заставить выступать с вступительной речью, но у меня нет ни единого листа. Это просто нечестно!» — возмущается адвокат. Он и его коллеги считают, что таким образом защиту поставили в заведомо в неравные условия с обвинением. «Когда прокурорам нужно, суд готов им давать месяц перерыва», — посетовал Мусаев. Он добавил, что материалы дела, забрали его главные оппоненты, сотрудники Следственного комитета, которые расследовали дело. «Ведь прокуроры — это просто витрина, а мои главные оппоненты — сотрудники СКР, у которых теперь на руках все мои материалы, все секреты и все козыри», — сокрушается адвокат.
Отметим, что 7 ноября Следственный комитет России возбудил сразу два уголовных дела против Мурада Мусаева. Ему инкриминировали подкуп свидетелей и вмешательство в деятельность суда (ст. 309 и 294 УК) во время другого разбирательства. (Адвокат защищал Юсупа Темерханова, которого осудили на 15 лет за убийство полковника Юрия Буданова).
По мнению Мусаева и его коллег, раздув скандал с уголовным делом, их процессуальные противники пытаются дискредитировать защитника в глазах присяжных и вывести его из ряда громких дел.
Читайте также: К адвокату фигуранта по делу Политковской пришли с обыском