В субботу вступил в силу запрет на пронос жидкостей на борт самолета в ручной клади, в том числе объемом менее 100 миллилитров. Исключения сделаны только для жизненно необходимых лекарств и средств личной гигиены.

Между тем, с 31 января многие европейские страны, где есть ограничение на провоз жидкостей в ручной клади, начнут поэтапно от него отказываться как от неэффективного.

Андрей Солдатов
Создатель сайта Агентура.ру
«
Для меня тайна, сколько терактов удалось предотвратить с помощью таких мер. В большинстве случаев срабатывала предупреждающая информация, собранная агентурным путем или с помощью электронной разведки, а не потому что кого-то поймали с жидкостью в аропорту. Есть идея, что любую проблему можно решить с помощью технологиии, купить специальные ящички, которые будут определять взрывчатку на расстоянии. Такой подход легко объяснить гражданам, но он мало эффективен. Эффективно то, что не видно простым гражданам: агентурная работа и обмен информацией».

Есть другая точка зрения: даже такая неоднозначная мера, как запрет на пронос жидкостей на борт в ручной клади, может снизить вероятность теракта. Но одного этого недостаточно, требуется целый комплекс мер.

Борис Рыбак
Гендиректор консалтинговой компании «Инфомост»
«
Это не вопрос жидкости. О ней все время говорят, потому что это напрямую касается пассажиров. Работает целый комлекс мер по предотвращению происшествий. Заправка и обслуживание к воздушным судам, там тоже наверняка внедряются спецмероприятия».

Запрет на свободный провоз жидкостей в ручной клади в большинстве стран был введен после того, как в 2006 году британские спецслужбы раскрыли заговор Аль-Каиды. Террористы планировали взорвать десять «жидких бомб» на борту трансатлантических авиарейсов.

Лента.ру опросила зарубежных экспертов в области безопасности по поводу этой меры.

Экс-глава службы безопасности авиакомпании Northwest Airlines Дуглас Лэйрд: «Запрет на пронос жидкостей на борт самолета - по большей части шоу, особенно если учитывать, что Евросоюз запретил использование рентгеновских сканеров тела на основе обратного рассеивания».

Профессор криминологии Колледжа Джона Джея в Нью-Йорке Сергей Шелухин: «Я уверен, СМИ должны донести до общественности неизбежность этих драконовских мер, иначе она должна готовиться жить в постоянном страхе».

Экс-глава службы безопасности аэропорта имени Давида Бен-Гуриона в Тель-Авиве Рафи Села: «Если я захочу пронести опасную жидкость в самолет, то не понесу ее через пункт досмотра. В аэропорту есть как минимум семь зон, где такая передача жидкости может иметь место. Так в чем смысл запрета жидкостей? Убедить общественность в том, что она в безопасности. Охранники так заняты отлавливанием бутылок, что забывают следить за реальными угрозами».

Напомню, Росавиация объяснила срочное введение запрета на жидкости в ручной клади тем, что террористы, по оперативным данным, планируют взрыв на борту самолета, замаскировав бомбу под тюбик со средством личной гигиены или косметику.

Телеграмму ведомства опубликовал LifeNews, и там же указаны вероятные сроки теракта: с 7 января по 21 марта. То есть до конца сочинской Олимпиады.