Что значит быть президентом французов?
Читать на полной версииЧто творится! Президента Франсуа Олланда один бульварный листок застукал за визитами к подруге-актрисе Жюли Гайе на квартире всего в ста метрах от Елисейского дворца. Он ездил туда на скутере с шофером. А еще вроде бы по утрам туда охранник доставлял корзинку с круассанами. Журнал Closer все это сфотографировал и опубликовал на семи страницах.
Олланд обиделся за вторжение в частную жизнь, пригрозил в пятницу журналу Closer судом. Причем, что новые отношения у него возникли с женщиной, не опровергал.
Редактор Closer оправдывается, говорит, что тут «общественный интерес» перевешивает право на частную жизнь, которая строго охраняется законом. Причем аргумент тут в том, что возникла угроза безопасности президента. Ездит-то на скутере, хотя и в шлеме!
Однако историю теперь вряд ли удастся замять. Ее уже подхватила большая пресса и широко обсуждают в стране.
Скандал? А вот может быть и наоборот. Многие французы говорят, «это его частная жизнь, он на нее имеет право». И прецеденты есть. Саркози развелся и снова женился, уже будучи президентом. Ширак тоже хорошо известен как шармёр — дамский угодник. У Миттерана была вторая, неофициальная жена и дочь от нее. Об этом только после его смерти стало известно. Личная жизнь их мало влияла или вовсе не влияла на популярность.
У Олланда есть официальный партнер — Валери Трирвейлер, хотя формально они не женаты. Она продолжает работать журналистом в Paris Match и одновременно выполняет обязанности первой дамы. До этого Олланд тридцать лет прожил вместе с товарищем по партии Сеголен Руаяль. Вместе вырастили четверых детей. В 2007 году Руаяль была кандидатом в президенты от социалистической партии, проиграла Николя Саркози. Вскоре после тех выборов она и Олланд объявили, что расходятся. Олланд ушел к Валери Трирвейлер.
На следующих выборах Олланд победил, стал президентом. Но сейчас оказался самым непопулярным лидером французов по крайней мере за последние пятьдесят лет. В ноябре рейтинг его популярности опустился до 15%. Прежде всего из-за плачевного состояния экономики. И еще из-за того, что в нем все меньше видят решительного лидера, способного вывести Францию из кризиса.
Так что, любовная интрига поднимет теперь его рейтинг?
По моим наблюдениям, французы действительно высоко ценят право на личную жизнь. Жены, да и мужья, нередко снисходительно относятся к флирту и даже «хождениям налево». Хотя в целом семьи крепкие, родственные отношения ценятся. Право на «личное пространство» — это, может быть, другая сторона того же. Либертэ — всегда либертэ, даже в личной жизни. Это я для себя так объясняю то, что вообще-то не всегда легко объяснить в поведении и традициях французов.
И все же, может быть и по-другому. Все может хуже обернуться для Олланда, потому что он в январе, по давней политической традиции, собирался «перезагрузить» свое президентство. Перед Новым годом с решительным экономическим посланием обратился к народу, обещал преодолеть безработицу, поднять экономику. А на следующую неделю наметил большие пресс-конференции.
И тут вот такое! Как ни относиться к «праву на частную жизнь», кто будет думать про экономику, когда есть Валери и Жюли? Что ни говорите, а французы — это французы.