Все началось с самой обычной встречи кинематографистов с президентом в Сочи. Министр культуры Владимир Мединский достал планшет и показал Путину, как скачать бесплатное кино.

Где-то в это же время между правительством и Думой буксовал «антипиратский» закон Минкульта. Там он и остался после этой сочинской встречи. А на свет появился новый депутатский вариант, который разрешил внесудебную блокировку сайтов с «пиратским» видео.

Актер Никита Джигурда выступил против: «Что касается пиратства как формы скачивания, я считаю, что оно должно быть. И вообще, настоящее творчество дается как просвещение, а не зарабатывание баблосов».

«Антипиратский» закон работает просто. Правообладатель приходит в Мосгорсуд с жалобой на сайт с «нелегальным» кино. Суд выносит постановление о блокировке. Хостинг-провайдер исполняет. Ресурс оказывается недоступным, пока его владелец не уберет видео. Что-то похожее на российский «антипиратский» закон принимали только в Австралии. Но он себя не оправдал.

Станислав Козловский
Сопредседатель Ассоциации пользователей Интернета
«
Такого закона в принципе нет нигде. Пытались такой закон сделать в Австралии, но его отменили менее чем через год, потому что стало понятно, что такой закон не работает. В США совсем другой закон. Смысл его в том, что это досудебное урегулирование споров, то есть просто правообладатель пишет письмо владельцам сайтов с просьбой убрать какой-то контент из произведения, и они убирают».

Сетевое сообщество не поверило в «антипиратский» закон, хотя бы потому, что альтернативы торрент-трекерам нет.

А немногочисленные легальные онлайн-кинотеатры предлагают скудное меню.

Антон Носик
Блогер
«
На сегодняшний день платящих с кредитки подписчиков у сервисов iTunes 575 млн человек. Вы можете себе представить торрент-сайт, у которого была бы такая аудитория? Задача копирайтной отрасли состоит в том, чтобы сделать людям удобно, а не в том, чтобы прислать людям ОМОН. До тих пор, пока они это не поймут, будут приниматься такие дурацкие законы».

Некоторые актеры признались, что и сами качали из сети «пиратское» видео.

Юрий Стоянов
Артист театра и кино
«
Речь идет об обыкновенном воровстве, но сейчас это можно назвать воровством, а раньше мы не имеем право называть все то, что происходило, например, с моей программой, воровством, потому что это не преследовалось по закону — значит, это не воровство. Люди качали, я качал, я качал другие фильмы, все мы воровали друг у друга».

В своем первом варианте «антипиратский» закон проработал всего полгода. Без каких-либо особых достижений.

Торрент-трекеры все так же популярны у российских пользователей. А легальные онлайн-кинотеатры, которые попытались привлечь зрителей новинками, одернули сетевые прокатчики, причем ультимативно: или вы не показываете кино, или мы.

В конце осени правительство разработало поправки к «антипиратскому» закону. Его действие хотят распространить не только на видео, но и на другие объекты интеллектуальной собственности и ввести процедуру досудебного урегулирования споров. Принимать обновленную версию теперь, судя по всему, будут в следующем году.