Михаил Ходорковский после освобождения займется общественной деятельностью. В этом не было сенсации. Об этом говорились на протяжении как минимум двух последних лет. В том числе им самим в тюрьме.

Читайте также: «У меня нет возможности финансировать оппозицию»

Он не намерен бороться за власть, поддерживать оппозицию, пытаться вернуть активы ЮКОСа. Единственное возможное направление — освобождение политзаключенных. Наверное, в первую очередь, добиваться снятия обвинений с бывших юкосовцев.

В Россию вернуться пока не может. Иск на многочисленную сумму лишает возможности свободного перемещения по миру. Побыв с семьей, Михаил Борисович, возможно, возглавит некий общественный фонд собственного имени.

Он также мыслитель, писатель и теоретик развития общества. Кстати, он уже советует бизнесу быть социально ответственным. Либеральному обществу критиковать, не превращать в вождя, но и не изолировать Навального. Он нужен для развития страны. Частное — эффективнее государственного.

Видно, что все это его интересует. Вопрос — сможет ли он удержаться в рамках, учитывая энергию Михаила Борисовича — в прошлом самого богатого человека России. Наверное, сможет. По крайней мере, на родине для этого есть немало механизмов, отмечает политолог Константин Симонов

Константин Симонов
Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности
«

Даже Владимир Ильич Ленин для того, чтобы сделать революцию должен был вернуться. Из-за пределов России революцию сделать нельзя. За рубежом Ходорковский не слишком опасен для Путина. Но и сам Ходорковский прекрасно понимает, чем для него может обернуться возвращение в Россию. В один день могут открыть третье дело: скажут, мол, мы тут обнаружили пару интересных свидетелей. И отправишься еще на 10 лет в тюрьму».

Есть заявление Пескова. Можно предположить, что если все договоренности будут выполняться, через какое-то время, после Олимпиады, он сможет вернуться. Он сам признается, что его судьбу в России решает только один человек. Владимир Путин с Михаилом Ходорковским в последнее время подчеркнуто корректен, называет по имени отчеству, отмечает политолог Станислав Белковский

Станислав Белковский
Политолог
«

Радикальным антипутинцем он не станет. У него сознание не политика, а менеджера. И как менеджер, думаю, он глубоко переживает свою ошибку 2003 года, воспринимая ее именно в этом ключе. И в этом смысле, как это ни странно звучит, он может, скорее, в ближайшие годы оказаться союзником Путина. Даже критикуя президента, он не будет это делать так радикально, как становится модным в московской интеллектуальной среде».

Общественник Ходорковский все-таки остается оппонентом действующей власти. Причем, официально признанным Западом. Его пресс-конференцию в прямом эфире транслирует CNN. В обществе спорят, кто он теперь. Новый Солженицын, Мандела или просто отсидевший олигарх — не герой. Но уже больше 10 лет он не выпадает из информационного пространства. Возможно, ему просто не дадут уйти в тень — Ходорковский нужен, может быть, потому, что других не видно.