Эта неделя очень важна для вкладчиков российских банков, в одночасье потерявших свои сбережения. В первую очередь, речь, естественно, идет о клиентах «Мастер-банка», «Смоленского» и «Пушкино». Ориентировочно 25 декабря начнутся выплаты компенсационных 700 тысяч рублей тем, кто, на самом деле, потерял даже больше. Люди, отчаявшись найти надежду на спасение своих средств, уже грозят акциями неповиновения.

Помочь вкладчикам-миллионерам, еще их называют «превышенцами», не сможет никто. Надо менять закон о банкротстве банков. Пока все выглядит так: АСВ возвращает 700 тысяч, а все, что сверх этого, это только после продажи имущества банка. И то, строго по очереди, в начале которой, и это закон, снова стоит АСВ. Ему деньги нужны на покрытие своих затрат.

И только потом идут физлица, именно они готовы выйти на улицы, затем — предприниматели. И в конце очереди — юридические лица. Тех, кто в последний момент успел раздробить свой вклад между родственниками, АСВ не признает.

Зачет заканчивается за месяц до отзыва лицензии. Если законодательство будет изменено, АСВ уступит первое место в очереди на компенсации физлицам, и шансы у них все-таки появятся, замечает первый зампред ЦБ Алексей Симановский.

Алексей Симановский
Первый зампред ЦБ
«

Речь идет о том, чтобы может быть Агентство по страхованию вкладов из первой очереди передвинуть в третью очередь. А та часть конкурсной массы, которая должна приходиться на Агентство по страхованию вкладов, перейдет вкладчикам, которые не получили полностью свои средства. В этом смысле положение вкладчиков может быть улучшено таким законопроектом, но это не решающий фактор. Потому, что решающим фактором является размер конкурсной массы. А размер конкурсной массы определяет реальное имущество банка. Не то, что на балансах иногда рисуют, а то, что на самом деле есть у банка и то, что может быть продано за деньги».

Что даст возможное изменение закона? Сто процентов — потребуются бюджетные вливания, денег за продажу имущества банков не хватит даже на физлиц. А потом потребуется компенсировать выплаты АСВ.

Страховых поступлений от банков не хватает на выплаты в случае ЧП. Но эксперты сомневаются, что закон будет изменен. Говорят, что даже ради 20 тысяч человек никто не будет так стараться. Почему 20 тысяч? Вкладчиков обанкротившихся банков более миллиона. 2% тех, кто должен получить более 700 тысяч рублей — это как раз 20 тысяч человек.

Но даже их шансы на возврат денег минимальны, говорит директор московского офиса компании «Тэкс Консалтинг Ю Кей» Эдуард Савуляк. При этом, о потерях юридических лиц и вовсе никто не вспоминает.

Эдуард Савуляк
Директор московского офиса компании «Тэкс Консалтинг Ю Кей»
«

Все говорят — не парьтесь, 98% вкладчиков получат деньги. А то, что 100% клиентов юрлиц, которым завтра нечем будет заплатить за аренду, нечем выплатить зарплату, нечем налоги заплатить, нечем выплатить кредиты — про это вообще никто не думает. Почему считается, что эти люди не могут выйти на улицы, этим вообще все пренебрегают. По этим трем банкам зависло порядка 50 млрд рублей денег именно клиентских, то есть юрлиц. Это очень большие деньги, порядка 100 тысяч компаний. Для кого-то это были деньги оборотные. Оказывается, что каждая 4-я компания строительная — в Москве — пострадала от банкротства этих трех крупнейших банков. АСВ отвечает только перед физлицами, поэтому чтобы бабки-дедки получили свои 700 тысяч, они стараются, но даже миллион выплатить не могут — не из чего. А на юрлиц, естественно, у них денег не хватает».

В сухом остатке — только неутешительные прогнозы. Предприниматели, связавшиеся с несчастными банками, получат лишь крохи. В течение 3 лет с момента начала банкротства они смогут вернуть максимум 4-5 процентов от своих денег. То есть, почти ничего. Проще даже не тратить на эти копейки время и нервы.