Почему Синьцзян важен для Пекина
Волнения в СУАР Китая породили в западных странах интерес к этому китайскому региону. В статье Жюли Конан (Julie Connan) во французской Le Figaro разъясняется значимость Синьцзяна для Пекина
Читать на полной версииВолнения в СУАР Китая породили в западных странах интерес к этому китайскому региону. В статье Жюли Конан (Julie Connan) во французской Le Figaro разъясняется значимость Синьцзяна для Пекина. Автор делает акцент на огромных ресурсах региона и его роли геостратегического моста по продвижению влияния Китая в Азии.
Регион очень богат природными ископаемыми
Синьцзян в прошлом году стал вторым по значимости регионом-производителем нефти Китая. В 2008 год на его территории было добыто 27,4 млн тонн сырой нефти, что на 1 млн тонн больше, чем в 2007 году. Это оставляет 14% от всей добычи на территории страны.
Синьцзян обеспечивает также треть китайской добычи природного газа, его там добывается 24,1 млрд кубометров в год. Ведущая китайская энергетическая компания PetroChina планирует удвоить эту цифру к 2020 году, направляя большую часть продукции в Шанхай по первому транскитайскому газопроводу, построенному в 2005 году.
Синьцзян занимает первое место в Китае по добыче каменного угля и на его территории залегает 40% запасов страны.
В феврале 2008 года геологи нашли в бассейне в бассейне реки Или самое крупное месторождение урана (10 тысяч тонн) в стране. Предварительная оценка стоимости запасов месторождения равна 300 млрд юаней (40 млрд долларов). «Это очень важные ресурсы, которые будут обслуживать энергетические потребности Китая», — поясняет Тьерри Кельнер (Thierry Kellner), приглашенный исследователь Центра изучения современного Китая в Брюсселе.
Еще в 90-е годы ресурсы Синьцзян-Уйгурского автономного района мало разрабатывались вследствие удаленности региона и отсутствия инфраструктуры. «Синьцзян является в некотором роде эквивалентом американского Дикого Запада, как дополнительный резервуар экономического развития Китая, — поясняет Пьер Пикар (Pierre Picquart), доктор геополитики и специалист по Китаю. — Развив прибрежные зоны, теперь Китай хочет развивать удаленные районы, что является политическим пари», — добавляет эксперт.
Впрочем, китайский режим превратил регион в место, где широко развивается возобновляемая энергетика: пятая часть ветровой энергии страны вырабатывается в парках Дабанченга.
Стратегическая географическая зона
Граничащий с Афганистаном и с мусульманскими бывшими республиками СССР — Казахстаном, Таджикистаном и Киргизстаном — Синьцьзян находится на перекрестке энергетических маршрутов.
После постройки в 2007 году китайско-казахстанского нефтепровода, который связал Атусу (в центре Казахстана) с Алашанькоу (на западе Китая), Пекину удалось усилить свою независимость от ближневосточной нефти. В среднесрочной перспективе строительство дополнительного участка нефтепровода позволит китайцам получить стратегический выход к Каспийскому морю.
Другой значительный проект — это газопровод, который связывает Синьцзян с туркменскими газовыми полями, с Казахстаном и с Узбекистаном (с этим государством он должен начать действовать с 2010 года). В связи с этим стратегическим положением Синьцзян стал крупным регионом нефтехимической индустрии.
Но в прошлом Восточный Туркестан также служил Китаю в геостратегическом плане. Исторически Синьцзян был буферной зоной, особенно в момент китайско-советского раскола. Но сегодня его роль преобразовалась в роль моста, который должен позволить Пекину продвигать свое экономическое и политическое влияние в прилегающие регионы, в Южную Азию, в Юго-Западную Азию и далее на Средний Восток, и перегнать Россию во влиянии, добавляет Тьерри Кельнер.
Благодаря Синьцзяну Китай в конечном счете нацелен на то, чтобы установить связь с Ираном для которого он является важнейшим торговым партнером (в 2008 году 14,3% экспорта шло через СУАР, а импорт в Синьцзян из Исламской республики достиг 14,4%), поясняет специалист.
Наконец, в регионе расположен самый большой в мире полигон ядерных испытаний Лоп-Нор площадью 100 тысяч кв. км. Именно здесь состоялось четыре десятка ядерных испытаний, пока не был введен мораторий 1964 года. Здесь китайцы проводят баллистические и, как считают некоторые эксперты, бактериологические испытания.
И напоследок, в Синьцзяне скрывается секретный город Малан, где нашел убежище Институт ядерных физических исследований, который когда-то использовался как секретная ядерная база.