Чем больше я анализирую то, что происходит в пенсионной системе, тем больше прихожу к выводу, что шансов увеличить государственную пенсию практически нет. Минфин беспокоится о низкой эффективности работы фондов. И действительно, доходность большинства НПФ ниже, чем у государственного ВЭБа, то есть у так называемых молчунов. Последние открытые данные по НПФам итоги управления за прошлый год. В отличие от частных управляющих компаний и ВЭБа данные по их портфелям обновляются каждый квартал.

Минфин предлагает изменить систему мотивации НПФов. Та, что есть, приводит к перекосу инвестиционной стратегии: большинство фондов выбирают консервативные вложения, чтобы не оказаться в минусе. Во-первых, минус по итогам года придется покрывать из резервных средств. Во-вторых, если у фонда отрицательная или нулевая доходность, то ему, по сути, нечем оплачивать свою операционную деятельность.

При этом на рынке НПФ за последние годы было несколько крупных сделок. Финансовые корпорации, которые покупали НПФы, делали это не из благотворительных целей.

Но только, судя по результатам, зарабатывать деньги для клиентов никто не собирается. На финансовых рынках можно зарабатывать за счет клиента или вместе с ним. Чтобы зарабатывать вместе с клиентом, нужен профессионализм управляющих. Это долгий путь. Гораздо быстрее клиента обобрать за счет комиссионных и разных схем.

Если фонды зарабатывают меньше ВЭБа, зачем в них переводить деньги? Разве что из чувства противоречия.

В следующем году Центробанк проверит НПФы. В систему гарантирования пенсионных накоплений войдут только те, кто пройдет процедуру акционирования. К тому же Банк России должен признать финансовое состояние фонда удовлетворительным. Остальным из этого бизнеса придется уйти, а счета вместе с деньгами передать в Пенсионный фонд России. Тем, у кого деньги лежали в ликвидированном фонде, придется выбрать новый фонд.

Возможно, лишние фонды с рынка уйдут. Научатся ли в связи с этим фонды зарабатывать на таком, мягко говоря, несовершенном финансовом рынке? Лично я пока сомневаюсь.

Предложения Центробанка и Минфина могут улучшить работу отрасли. Но вряд ли изменят суть.
У накопительного элемента есть потолок. Максимальный накопительный элемент у тех, чья зарплата примерно 45 тысяч рублей в месяц. Дальше чем выше зарплата, тем меньший процент от нее идет в накопительную часть. А это значит, что тем, кто хочет сохранить достойный уровень жизни в почтенном возрасте, лучше самостоятельно вкладывать лишние деньги.