Мосгорсуд сделал подарок Васильевой к 20-летию Конституции
Решение о продлении домашнего ареста до 23 февраля отменено. Однако пока мера пресечения оставлена прежней
Читать на полной версииАпелляционная инстанция Мосгорсуда сегодня отменила решение о продлении срока домашнего ареста главной фигурантке «дела Оборонсервиса» Евгении Васильевой до 23 февраля следующего года. Соответствующее ходатайство следствия направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию. Ожидается, что его заслушают в ближайшие дни. До 26 декабря мера пресечения обвиняемой оставлена прежней.
На процесс в Мосгорсуде Васильева, которую сопровождала сотрудница ФСИН, приехала с 15-минутным опозданием. Всему виной оказались московские пробки.
Обвиняемая сделала ряд громких заявлений.
В апелляционной инстанции Московского городского суда Васильева и ее адвокаты оспаривали решение судьи Мосгорсуда Людмилы Смолкиной, которая 18 ноября удовлетворила ходатайство Главного военного следственного управления Следственного комитета России (ГВСУ СКР) и продлила Васильевой домашний арест до 23 февраля 2014 года. Мера пресечения была избрана обвиняемой Хамовническим судом столицы 23 ноября 2012 года.
Все это время Васильева находилась под домашним арестом в своей квартире в Молочном переулке. Сейчас основные следственные действия по делу уже завершены, обвиняемая знакомится с 353 томами уголовного дела. Ей инкриминируется 12 эпизодов афер с военным имуществом, которое продавалось по заниженной цене. Ущерб следствие оценивает более чем в 3 млн рублей.
Читайте также: Евгения Васильева останется дома до Дня защитника Отечества
Адвокаты обвинили судью в служебном подлоге
На сегодняшнем заседании защитники просили отменить решение суда первой инстанции, утверждая, что при рассмотрении ходатайства следствия были допущены многочисленные нарушения закона, а также не учтен ряд важных обстоятельств. Так, они заявили, что судья Мосгорсуда забыла прописать в своем решении вопрос о прогулках. Васильевой были разрешены ежедневные трехчасовые прогулки. «То что она имеет право на прогулки в течение трех часов написано даже в ходатайстве следователя!» — возмущался адвокат Васильевой Хасан-Али Бороков. Он предоставил медицинские документы о том, что у подсудимой диагностированы вегетососудистая дистония и нервное заболевание на фоне стресса. Врачи рекомендовали ей чаще гулять.
Коллега Борокова Рустам Курмаев обвинил судью в служебном подлоге. По его словам, Людмила Смолкина объявила, что в заседании участвует секретарь Анна Зайцева, тогда как на слушании присутствовала и вела протокол Светлана Колмычек. «Мы считаем, что имел место факт подлога», — указал Рустам Курмаев. С защитниками согласилась и Евгения Васильева.
Чтобы убедить судей в своей правоте, адвокаты просили изучить на судебном заседании аудиозапись процесса, которую они вели лично. Однако против этого выступили прокуроры Андрей Зеньков и Дмитрий Козлов. «Мы ничего не знаем про эту аудиозапись и не знаем, как она велась», — сказал Зеньков. Он и его коллега высказали мнение, что судья просто «оговорилась».
Просьбу об исследовании аудиозаписи судьи отклонили. Однако адвокаты не сдавались и потребовали, чтобы суд направил обращение к председателю Следственного комитета Александру Бастрыкину с просьбой проверить «факт служебного подлога» со стороны судьи, а также решить вопрос о возбуждении дела.
Впрочем, представители прокуратуры этой инициативы не разлеляли. Они предложили альтернативный вариант: «Поскольку статья 292 («служебный подлог») является статьей частного обвинения, то адвокаты, если хотят, могут обратиться в органы МВД с заявлением о привлечении судьи к уголовной ответственности».
«Давайте оставим Колмычек, давайте уже перейдем к рассмотрению дела», — устало произнес председательствующий судья Алексей Григорьев. И получил от Васильевой отпор: «Давайте мне сразу приговор вынесем!».
Защитники буквально завалили суд ходатайствами об отводах. Вначале они потребовали отстранить от участия в процессе следователя ГВСУ Игоря Павловского, уверяя, что он не был включен в состав следственной бригады по делу. Суд с этим не согласился. После этого требовали вывести из дела представителей прокуратуры, апеллируя к тому, что они якобы «прямо, лично и косвенно заинтересованы в исходе дела». Но когда и эта просьба не была удовлетворена, адвокаты заявили отвод тройке судей.
Рустам Курмаев апеллировал к тому, что «суд на протяжении всего заседания отклонял все ходатайства защиты, в том числе об изучении и приобщении документов и доказательств, на основании которых решение Мосгорсуда безусловно подлежит отмене». Он также добавил, что решение Мосгорсуда «было опубликовано задолго до его внесения». С адвокатами была солидарна и Евгения Васильева.
«Откровенные насмешки» и ссылки на Конституцию
«Суд позволяет себе откровенные насмешки над позицией защиты прямо в заседании, что является недопустимым», — негодовала она. Однако суд не нашел оснований для самоотвода, а судья Григорьев призвал стороны воздержаться от эмоций и, наконец, перейти к сути вопроса.
Защитники попросили избрать Васильевой любую иную меру пресечения, не связанную с лишением свободы.
Они уверяли, что вывод суда о том, что подзащитная может скрыться и помешать расследованию, не подтверждается никакими доказательствами. К тому же следствие по делу уже закончено. В их жалобе говорилось, что суд при продлении меры пресечения не учел, что большинство инкриминируемых Васильевой преступлений имеет экономическую направленность, она является гражданкой России, имеет постоянное место жительства и государственные награды.
Сама Васильева выступила с целой речью. Она заявила, что уголовное дело против нее было сфабриковано, а все ее окружение подвергается травле и клевете. «На сегодняшний день подвергаются травле мои врачи. Многие врачи отказываются меня лечить», — посетовала подсудимая. На какое-то время она не могла продолжать выступление от нахлынувших эмоций. Но позже, справившись с ними, потребовала отмены судебного акта.
«Следствие уже год продлевает мне срок домашнего ареста. Сегодня день Конституции. Общеизвестно, что Конституция имеет прямое действие и гласит, что права и свободы гражданина это высшая ценность», — говорила Васильева. По ее мнению, следствие нарушает закон, а именно 217-ю статью УПК, которая регламентирует порядок ознакомления с материалами дела. По словам обвиняемой, следствие было обязано «не только представить, но и предъявить все материалы дела» для ознакомления, чтобы она могла убедиться, что они прошиты и пронумерованы, дабы избежать дальнейших «инсинуаций и провокаций». Однако этого сделано не было.
Без прогулок до конца месяца
Для того, чтобы принять решение, судьям потребовалось не больше пяти минут. Неожиданно для всех они отменили решение первой инстанции и вернули дело на новое рассмотрение иному составу суда в первую инстанцию. Как пояснили в пресс-службе Мосгорсуда, это было сделано в связи с нарушениями УПК. Более подробных пояснений там дать не смогли. Адвокаты Васильевой предположили, что это произошло из-за ошибки судьи, которая перепутала секретарей суда.
До 26 декабря ходатайство следствия об аресте будет рассмотрено Мосгорсудом заново. До этого времени Васильева будет находиться под домашним арестом без прогулок.
Читайте также: Васильеву теперь не выпускают гулять
Читайте также: Евгения Васильева: «Чтобы меня довести до слез, нужно сильно постараться»