Игорь Сечин займется государственной энергетикой
Возглавляемый Игорем Сечиным «Роснефтегаз» покупает акции «Интер РАО» у структур «Росатома». Холдинг по-прежнему сохраняет интерес к участию в приватизации государственных энергетических активов
Читать на полной версииВ мае прошлого года одним из последних указов Владимира Путина в качестве премьер-министра стало назначение Игоря Сечина в качестве председателя совета директоров «Роснефтегаза», владеющего контрольным пакетом акций «Роснефти» и крупной долей в «Газпроме». Для формировавшегося на тот момент правительства эта новость стала полной неожиданностью. Но еще большим сюрпризом стало решение президента о разрешении «Роснефтегазу» участвовать в приватизации государственных топливно-энергетических компаний в качестве внешнего инвестора.
И хотя «Роснефтегаз» почти сразу же обозначил широкий список интересующих его активов, первую сделку с энергетическими компаниями государственный холдинг провел лишь на днях. 12,45% акций энергетического холдинга продало ОАО «Атомэнергопром», входящее в госкорпорацию «Росатом». Сумма сделки официально не раскрывается, но рыночная стоимость такого пакета — около 200 млн долларов.
Представитель «Интер РАО» подтвердил факт прихода нового инвестора, но кто он, уточнять не стал.
«Интер РАО» — многопрофильный энергетический холдинг. Активы представлены в странах СНГ, Восточной и Центральной Европы, Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. В России «Интер РАО» контролирует более 40 компаний. Крупнейшие активы в секторе генерации: ОГК-1, ОГК-3 и ТГК-11. По итогам 2012 года выручка составила 17,9 млрд долларов, чистый убыток — 734 млн долларов.
У Игоря Сечина давняя связь с производителем энергии. Несколько лет подряд он возглавлял совет директоров компании и недавно вновь вернулся в это кресло. Пока он стоял во главе компании, «Интер РАО» превратилось в один из крупнейших энергохолдингов страны, взяв курс на активное расширение бизнеса. Сперва компания получила контроль над ОГК-1, затем перехватила у Олега Дерипаски генерирующие активы «Норильского Никеля» и впоследствии приобрела станции «Башкирэнерго». В результате масштаб бизнеса компании сравнялся с «РусГидро» и «Газпром Энергохолдингом».
А после перехода Игоря Сечина в «Роснефть» компания с его подачи провела другую крупную сделку. «Интер РАО» заключило с нефтедобытчиком рекордный контракт на закупку газа на 20 лет вперед.
По неофициальным данным, в ближайшее время «Роснефтегаз» может продолжить скупать акции производителя энергии. Хотя «Интер РАО» и является государственной компанией, единого контролирующего акционера у нее нет, и крупными пакетами владеет несколько государственных структур: 18,57% принадлежит ФСК, 5,07 — ВЭБу, 4,92% — «РусГидро». Само государство напрямую через «Росимущество» контролирует лишь 13,76% акций. При этом в октябре министр энергетики Александр Новак заявлял, что до конца 2013 года доля в «Интер РАО» будет приватизирована.
Предполагаемая покупка доли в «Интер РАО» «Роснефтегазом» в целом ожидаема, отмечает аналитик Sberbank Investment Research Александр Котиков. «Скорее всего, компания также поучаствует в приватизации государственного пакета и благодаря этому соберет более четверти капитала производителя энергии», — допускает эксперт.
Помимо «Интер РАО» «Роснефтегаз» ранее интересовался и другими государственными энергетическими компаниями. Например, возглавляемый Игорем Сечиным холдинг заявлял о готовности поучаствовать в допэмиссии «РусГидро», но против такой сделки выступило правительство. Вице-премьеру Аркадию Дворковичу пришлось лично проследить за голосованием совета директоров гидрогенерирующей компании, чтобы он одобрил доэмиссию в пользу государства, а не «Роснефтегаза». Второй попыткой «Роснефтегаза» войти в сектор стало желание поучаствовать в консолидации сетевых компаний — ФСК и бывшего «Холдинга МРСК», но правительство структурировало сделку таким образом, что государственный холдинг остался в стороне.
Тем не менее холдинг по-прежнему сохраняет гигантские финансовые ресурсы. На его счетах более 8 млрд долларов: 4,9 млрд долларов от продажи доли в «Роснефти» британской BP и около 130 млрд рублей накопленных дивидендов от «Роснефти» и «Газпрома». Однако правительство в свою очередь неоднократно заявляло о желании, чтобы «Роснефтегаз» перечислил эти средства в бюджет.