Украинская оппозиция объявила бессрочную акцию протеста. Евромайдан требует отставки правительства и возобновления переговоров с Евросоюзом. В воскресенье участники митинга попытались взять штурмом правительство. Был применен слезоточивый газ.

Читайте также: Евробеспорядки в Киеве

Ассоциация с ЕС — это не членство в Евросоюзе и не означает манны небесной. Скорее, наоборот. Подобные соглашения подписаны, в частности, с Египтом, Тунисом, Мексикой и Албанией. И что-то не видно процветания в этих странах.

Пример привел премьер-министр Украины Николай Азаров, выступая с разъяснениями в программе Савика Шустера — «Шустер Лайф». Премьер не скрывал раздражения из-за неконструктивной оппозиции. Она критикует не понимая, заявил он. Тем не менее, соглашение — это побуждение к реформам. Шанс вывести суды, прокуратуру, экономическое законодательство на европейский уровень.

Как показывает практика, без внешнего давления и обязательств, руководители государств самостоятельно не всегда готовы к таким решениям. Ну а в остальном, европейские товары подешевеют, ездить в Европу станет технически проще.

Правда, отмены виз сразу не случится. Этот вопрос ставится в зависимость от упомянутых реформ. Увидят в Брюсселе прогресс — есть шанс. Но, как правило, они его не видят.

Азаров спрашивает о том, кто заплатит за эти преобразования — у Украины таких денег нет.

Николай Азаров
Премьер-министр Украины
«
Нам нужно примерно от 150 до 165 млрд евро, по самым скромным подсчетам. Мы обратились к нашим европейским партнерам и попросили их оказать нам финансовую помощь. Те переговоры, которые мы вели, свелись к одной цифре — один млрд евро в течение семи лет. Для нас подписание соглашения означало только одно — возможность проводить преобразования. И мы обязательно будем их проводить, потому что мы подписывали их не для европейцев, а для себя. Потому что это жизненно важная необходимость».

Не подписала Украина соглашение об Ассоциации с ЕС. Каких теперь благ ждать от России? Главное — не будет торговой блокады. Москва грозилась приравнять украинские товары к европейским и ввести заградительные пошлины. Президенту Виктору Януковичу к выборам необходимы средства.

Старый тезис: кому нужны их товары в Европе? У них что, своих мало? Дешевый газ, возможно, но не сразу. Нужно посмотреть на поведение. Насколько серьезны намерения Киева? Таможенный союз — маловероятно. Украина вряд ли в него вступит — будет выторговывать себе некий особый статус.

Николай Азаров
Премьер-министр Украины
«
Наши товары станут неконкурентными. Это потеря в годовом исчислении до 400 тысяч рабочих мест. Речь идет о рынках, магазинах, сельском хозяйстве и более 2,5 млн человек, которые могут потерять заработную плату. Это доходы пенсионного фонда. Могло ли правительство на это не реагировать?»

Но чего точно не будет требовать Россия — это реформ и демократизации. Да и судьба Юлии Тимошенко Москву, наверное, заботит значительно меньше. С Востоком проще, но полноценное сближение в ущерб общественному мнению здесь вряд ли возможно. Так что придется лавировать — что не всегда хорошо кончается.