Производители часов массово скупают швейцарских поставщиков запчастей. В конце ноября французский производитель люксовых товаров Hermès International выкупил более 60% акций компании Joseph Erard, специализирующейся на выпуске деталей для часовых механизмов. Объем сделки не раскрывается. Но французская компания не скрывает, что ее цель — стабильные гарантии поставок. «Наша цель — иметь постоянный доступ к необходимым нам объемам деталей», — цитирует The Wall Street Journal Лука Пермоунда, исполнительного директора La Montre Hermès — часового дивизиона Hermès International.

Hermès уже не первый производитель часов, взявший в последние полгода курс на строительство вертикально-интегрированной цепочки бизнеса. Несколько недель назад Financière Richemont заплатила 108 млн долларов за покупку швейцарского производителя пряжек и ремешков для часов Varin-Etampage. А до этого крупную покупку совершил Moët Hennessy Louis Vuitton — купил компанию ArteCad SA, специализирующуюся на выпуске циферблатов. В первом полугодии Gucci Timepieces & Jewelry, подконтрольная группе Kering, приобрела производителя часовых запчастей Fabbrica Quadranti.

Причина увеличения числа сделок в последнее время — опасения резкого роста цен на запчасти для часов. Дело в том, что месяц назад крупнейший швейцарский производитель часовых механизмов Swatch Group, все-таки, добился разрешения Комиссии по конкуренции на постепенное сокращение обязательных поставок запчастей своим конкурентам. Согласно утвержденному плану, уже в 2014 году Swatch Group сможет сократить продажи запчастей до 75% относительно среднего уровня продаж за период с 2009 по 2011 годы. К 2016 году показатель сократится до 65%, а к 2018 — до 5%. Полностью прекратить продажи своих механизмов конкурентам компания сможет к 2020 году.

Риск нехватки запчастей — самая серьезная угроза для часового бизнеса производителей товаров роскоши. Закупка или производство часовых механизмов — основная статья расходов производителей часов. Число поставщиков механизмов невелико, следовательно, рынок сильно концентрирован. Отчасти поэтому за последний год оптовые цены на механизмы выросли сразу на 6%, до 133 долларов.

Теоретически, закупать часовые механизмы можно было и у зарубежных поставщиков, но ни один из производителей товаров роскоши не пойдет на этот шаг. Именно обозначение на часах «Сделано в Швейцарии» позволяет продавать их по высоким ценам и позиционировать такую продукцию как товары класса премиум. Для того чтобы «швейцарская гарантия» была подлинной, необходимо, чтобы в стране было произведено не менее 60% модели.

«Новые правила работы отрасли станут серьезным вызовом для компаний и побудят их заняться строительством интегрированных цепочек», — констатирует консультант Deloitte Говард Сильва.

Согласно данным Thomson Reuters, десять лет подряд до 2011 года средний объем сделки по слияниям и поглощениям в часовой индустрии Швейцарии составлял 1 млн долларов. Теперь опрошенные Deloitte эксперты ожидают роста числа сделок и их объемов в ближайшие 18 месяцев.

На этом фоне некоторые более мелкие игроки отрасли заявляют о своей обеспокоенности из-за начавшейся консолидации и сокращения числа независимых поставщиков. О такой угрозе одной из первых заговорило руководство небольшого частного производителя часов Parmigiani Fleurier, который закупает запчасти у 17 небольших поставщиков.

«Если из-за консолидации отрасли кто-то из производителей не сможет найти новых местных поставщиков, то ему будет сложно гарантировать швейцарское качество своей продукции», — отмечает источник в одной из небольших часовых компаний страны.