Швейцарская часовая отрасль собирается «в кучу»
Разрешение, выданное швейцарской Комиссией по конкуренции Swatch Group на сокращение поставок часовых механизмов конкурентам, стало сигналом для отрасли. Крупные производители часов срочно скупают мелких, опасаясь роста цен на часовые механизмы
Читать на полной версииПроизводители часов массово скупают швейцарских поставщиков запчастей. В конце ноября французский производитель люксовых товаров Hermès International выкупил более 60% акций компании Joseph Erard, специализирующейся на выпуске деталей для часовых механизмов. Объем сделки не раскрывается. Но французская компания не скрывает, что ее цель — стабильные гарантии поставок. «Наша цель — иметь постоянный доступ к необходимым нам объемам деталей», — цитирует The Wall Street Journal Лука Пермоунда, исполнительного директора La Montre Hermès — часового дивизиона Hermès International.
Hermès уже не первый производитель часов, взявший в последние полгода курс на строительство вертикально-интегрированной цепочки бизнеса. Несколько недель назад Financière Richemont заплатила 108 млн долларов за покупку швейцарского производителя пряжек и ремешков для часов Varin-Etampage. А до этого крупную покупку совершил Moët Hennessy Louis Vuitton — купил компанию ArteCad SA, специализирующуюся на выпуске циферблатов. В первом полугодии Gucci Timepieces & Jewelry, подконтрольная группе Kering, приобрела производителя часовых запчастей Fabbrica Quadranti.
Причина увеличения числа сделок в последнее время — опасения резкого роста цен на запчасти для часов. Дело в том, что месяц назад крупнейший швейцарский производитель часовых механизмов Swatch Group, все-таки, добился разрешения Комиссии по конкуренции на постепенное сокращение обязательных поставок запчастей своим конкурентам. Согласно утвержденному плану, уже в 2014 году Swatch Group сможет сократить продажи запчастей до 75% относительно среднего уровня продаж за период с 2009 по 2011 годы. К 2016 году показатель сократится до 65%, а к 2018 — до 5%. Полностью прекратить продажи своих механизмов конкурентам компания сможет к 2020 году.
Риск нехватки запчастей — самая серьезная угроза для часового бизнеса производителей товаров роскоши. Закупка или производство часовых механизмов — основная статья расходов производителей часов. Число поставщиков механизмов невелико, следовательно, рынок сильно концентрирован. Отчасти поэтому за последний год оптовые цены на механизмы выросли сразу на 6%, до 133 долларов.
Теоретически, закупать часовые механизмы можно было и у зарубежных поставщиков, но ни один из производителей товаров роскоши не пойдет на этот шаг. Именно обозначение на часах «Сделано в Швейцарии» позволяет продавать их по высоким ценам и позиционировать такую продукцию как товары класса премиум. Для того чтобы «швейцарская гарантия» была подлинной, необходимо, чтобы в стране было произведено не менее 60% модели.
«Новые правила работы отрасли станут серьезным вызовом для компаний и побудят их заняться строительством интегрированных цепочек», — констатирует консультант Deloitte Говард Сильва.
Согласно данным Thomson Reuters, десять лет подряд до 2011 года средний объем сделки по слияниям и поглощениям в часовой индустрии Швейцарии составлял 1 млн долларов. Теперь опрошенные Deloitte эксперты ожидают роста числа сделок и их объемов в ближайшие 18 месяцев.
На этом фоне некоторые более мелкие игроки отрасли заявляют о своей обеспокоенности из-за начавшейся консолидации и сокращения числа независимых поставщиков. О такой угрозе одной из первых заговорило руководство небольшого частного производителя часов Parmigiani Fleurier, который закупает запчасти у 17 небольших поставщиков.
«Если из-за консолидации отрасли кто-то из производителей не сможет найти новых местных поставщиков, то ему будет сложно гарантировать швейцарское качество своей продукции», — отмечает источник в одной из небольших часовых компаний страны.