А.Симановский: «Если вкладчики любого банка пойдут забирать свои вклады одномоментно, то ни один банк не устоит»
Первый зампред ЦБ прокомментировал <b>Business FM</b> ситуацию с отзывом лицензии у Мастер-Банка
Читать на полной версииРуководство Центробанка предупреждало топ-менеджеров Мастер-Банка о возможном применении высшей меры. Регулятор неоднократно предъявлял претензии, и сегодня отозвал лицензию у одного из крупнейших банков России, заявив о его вовлеченности в теневой сектор и «дыре» в капитале, не менее чем в 2 млрд рублей.
Этот отзыв стал крупнейшим страховым случаем в истории системы страхования вкладов, выплаты вкладчикам АСВ предварительно оценивает в 30 млрд рублей.
Читайте также: Из-за остановки работы Мастер-Банка проблемы с «пластиком» начались у других банков
Первый зампред ЦБ Алексей Симановский в эксклюзивном интервью Business FM прокомментировал ситуацию с отзывом лицензии у Мастер-Банка и рассказал о том, хватит ли денег фонда АСВ, чтобы покрыть все потенциальные убытки.
А.Симановский: Я должен сказать, что у нас, прежде всего, нет никаких планов и графиков, чтобы каждую неделю мы изумляли вкладчиков и рынок нашими решениями. Мы действительно принимаем решения в тех случаях, когда мы обязаны по закону такое решение принять. Если мы выявляем ситуацию, с достаточностью капитала ниже 2%, с отрицательным капиталом. По закону мы обязаны у такого банка отозвать лицензию. Мы используем эту меру действительно в крайних случаях.
Что касается того, хватит или не хватит средств в Фонде страхования вкладов. Хватит. Вне всякого сомнения. Можете быть абсолютно спокойны, в фонде страхования вкладов средств хватит. Не будет ни одного вкладчика, который не получит того, что ему положено по закону.
А.Симановский:Надо сказать что, если вкладчики любого банка, даже самого большого зарубежного, пойдут забирать свои вклады, одномоментно, то ни один банк не устоит. Это совершенно точно, это факт. Как эта ситуация может отразиться на нашем рынке? Я исхожу их того, что вкладчики — все разумные люди. Что вкладчик, неважно большого или маленького банка, имеет одну и ту же страховку — 700 тысяч рублей и в пределах этой суммы он может быть абсолютно спокоен.
Наконец, есть факты работы небольших банков, многочисленных небольших банков, нормальной стабильной работы. Почему из таких банков надо забирать средства? В связи с тем, что московский банк какой-то с не очень хорошей репутацией лишился лицензии, я, честно говоря, не понимаю.
А.Симановский:Выявлено, что у банка отрицательный капитал, то есть иными словами имущество банка по стоимости ниже, чем сумма обязательств банка перед кредиторами и вкладчиками. Это является с точки зрения закона обязательным основанием для отзыва у банка лицензии и Банк России в данном случае не столько реализовал свое право, сколько выполнил обязанности.
У этого банка были проблемы, серьезные проблемы и по линии вовлеченности в проведение так называемых сомнительных операций. Кроме всего прочего у нас есть информация от правоохранительных органов, которая полностью подтверждает эти наши выводы.
А.Симановский:Отчетность банка, особенно такого банка — это объект особого внимания. Понятно, что ни один банк, особенно банк, который не придерживается принципов добросовестного поведения, правду о себе в отчетности не говорит. И здесь мы не склонны уповать на то, что нам предоставят так сказать правдивую информацию о состоянии дел. Мы используем свои надзорные методы. Это и проверки в самом банке, и анализ той информации, которую предоставляет сам банк, и мы помимо банка эту информацию получаем из всех возможных источников.
Мы такую работу по данному банку проводим на самом деле не первый год. И претензии к качеству активов этого банка были и раньше. Но не было таких оценок, которые мы получили сейчас. Оценок, которые бы показывали, что капитал банка отрицательный. Это результат последних проверок.
А, если говорить о вовлеченности банка в сомнительные операции, то неоднократно предпринимались попытки вразумить владельцев и руководство банка заниматься нормальным законопослушным банковским бизнесом. Надо сказать, руководство слушало, кивало, соглашалось, делало вид, что предпринимает соответствующие действия. К сожалению, реальных действий не предпринималось. Напротив, банк продолжал активно наращивать свой потенциал с точки зрения сомнительных операций. Исключение, только когда банку вводились жесткие ограничения, когда банку просто запрещалось проводить операции. Время проходило и когда такие запреты были введены, когда нехорошие операции не проводил, ограничения отменялись. Как только они отменялись, банк моментально возобновлял свою деятельность. Масштабы неприятно поражают.
А.Симановский:100% банков будут соответствовать этим требованиям, по крайней мере, я говорю о следующем — 2014 годе. Это результаты, которые мы берем из наших оценок, из наших расчетов. «Базель I», «Базель II», «Базель III» — это некий уровень требований по достаточности капитала, по тому, как рассчитывать этот капитал, как рассчитывать риск на активы. Это в какой-то степени подходы, содержащие формальный элемент. По нашей оценке 100% банков дружными рядами войдут в этот стандарт, будут жить по-новому, не хуже, но и не лучше, чем они жили по «Базелю II».
При этом, у некоторых из банков будут продолжать иметь место проблемы по активам, по качеству капитала. Понятно, мы будем проводить надзорные действия в отношении такого рода банков, пусть они там «трижды герои Базеля третьего», но мы будем ориентироваться на содержание, на качество их активов, на реальное состояние их устойчивости. В общем, не так страшен «Базель третий», как его некоторые, может быть изображают, гораздо важнее реальное состояние банков. Потому что любой норматив можно нарисовать.
Полное интервью Алексея Симановского слушайте в четверг, 21 ноября, в 18:15 в программе «Консультация с Центральным Банком» на Business FM.