Кто спасет «Мечел»
Акции компании не смогли отыграть обвал 12 ноября. Компания винит в случившемся спекулянтов. Однако проблемы с долгами у нее есть, это подтверждено почти официально
Читать на полной версииПроисходящее с «Мечелом» в последние дни напоминает ситуацию кризиса 2008 года и возвращает к жизни рассуждения о том, вмешается ли государство в самом крайнем случае.
Согласно основной версии случившего с компанией, ее владелец Игорь Зюзин, весьма консервативный предприниматель, не сделал выводов из кризиса пятилетней давности и, несмотря на риски, продолжил политику скупки активов. Более того, он с трудом отказывался от непрофильного бизнеса. В итоге «Мечел» набрал долгов чуть ли не на 10 млрд долларов и теперь столкнулся с трудностями при их возвращении. Переговоры с кредиторами идут сложно.
Сбербанк — один из кредиторов. В четверг глава Сбера Герман Греф поддержал компанию. Он не видит в происходящем ничего драматичного. Однако в заявлении Грефа есть оговорка: многое будет зависеть от действий менеджмента и ситуации на рынке металлов. И то, и другое пока под большим вопросом.
Когда слышишь название «Мечел», припоминается доктор, который, впрочем, так толком и не дошел до компании. Однако падение акций в 2008 году, когда была произнесена эта фраза, было сопоставимым.
Возможно, имел место вброс инсайдерской информации. Теоретически кто-то мог очень неплохо заработать, спровоцировав панику. Но если бы у «Мечела» было бы все нормально с долгами, вряд ли акции упали в один момент.
«Мечел» заявляет, что ведет переговоры с кредиторами и что ситуация нормальная. В кризис 2008 года государство спасало утопающие компании, по крайней мере, крупные системообразующие, то есть именно такие, как «Мечел». Совсем недавно щедро помогли Банку Москвы. И это расслабляющий фактор, позволяющий рисковать, ведь в трудную минуту все равно поддержат кредитами ВЭБа или других госбанков. В крайнем случае кто-нибудь из олигархов подставит плечо. Возможно, и теперь случится что-то подобное. Главное, чтобы не возросло число заболевших, а то всех спасти уже не получится. Денег стало меньше, а мегапроектов больше.