Мосгорсуд решил судьбу главы «Уралкалия» за пять минут
Решение о заочном аресте Владислава Баумгертнера признано законным
Читать на полной версииРекордно короткое время — всего пять минут потребовалось сегодня Мосгорсуду, чтобы рассмотреть жалобу защиты на заочный арест главы «Уралкалия» Владислава Баумгертнера. Решение Басманного суда было признано «законным и обоснованным».
Из-за большого наплыва прессы слушание перенесли в более просторный зал. «Вот доставим подсудимого, тогда будем запускать и вас», — предупредили приставы рвавшихся внутрь репортеров. Блюстителям порядка пришлось объяснить, что ждать доставки обвиняемого бесполезно: во-первых, потому, что Владислав Баумгертнер взят в России под стражу заочно. А во-вторых, его уже третий месяц держат в неволе в Белоруссии.
Пятиминутное слушание
Само слушание уложилось в минуты. Из двух адвокатов бизнесмена присутствовал только один — Дмитрий Шашков. Впрочем, он не возражал против рассмотрения дела в отсутствие своего коллеги Алексея Басистова.
Защитник предпринимателя оказался краток. Он заявил, что поддерживает доводы своей апелляционной жалобы и просит отменить решение Басманного суда столицы, который 17 октября по ходатайству Следственного комитета России санкционировал заочный арест его клиента.
«Следствием не представлено объективных, документальных сведений о том, что Баумгертнер скрывался, пытался оказывать воздействие на свидетелей или иным путем пытался воспрепятствовать расследованию, — сказал Шашков. — В этой связи прошу отменить решение Басманного суда».
Прокурор был еще более лаконичен. Он сообщил, что считает жалобу защиты необоснованной, а постановление Басманного суда законным, добавив, что в компетентные органы Белоруссии направлен запрос о выдаче топ-менеджера, который объявлен в федеральный и международный розыск.
Чтобы принять решение, судье Андрею Мохову потребовалось всего пара минут. Решение Басманного суда было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба — без удовлетворения.
Защитник обвиняемого покинул суд столь стремительно, что большинство репортеров не успели за ним угнаться. Корреспонденту BFM.ru Александр Шашков пояснил, что такова воля его клиента — не комментировать дело.
Заложник «калийной войны»
Владислав Баумгертнер, которого называют заложником «калийной войны», вспыхнувшей летом этого года между Россией и Белоруссией, был задержан 26 августа в аэропорту Минска после встречи с премьер-министром Белоруссии Михаилом Мясниковичем.
Следственный комитет Белоруссии заявил, что топ-менеджер входил в организованную преступную группу, которая совершала различные махинации с продукцией «Беларуськалия» в интересах совладельца ОАО «Уралкалий» Сулеймана Керимова. Ущерб от действий злоумышленников белорусские правоохранители оценили в 100 миллионов долларов. Белорусские следователи инкриминировали Баумгертнеру «злоупотребление властью и служебными полномочиями». Позже действия Баумгертнера переквалифицировали на статью «хищение».
Месяц топ-менеджер провел в Следственном изоляторе КГБ Белоруссии, но потом его перевели под домашний арест в съемной квартире.
Возбуждение же против него уголовного дела в России стало возможным после того, как белорусские коллеги направили в СКР соответствующие материалы. 14 октября СКР квалифицировал действия главы «Уралкалия» по ч.2 ст.201 УК РФ (злоупотребление полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, повлекшее тяжкие последствия). Накануне стало известно, что бизнесмену вменяется организация этого преступления (ч.3 ст. 33 и ч.2 ст. 201 УК). А Генпрокуратура России еще 22 октября направила в Белоруссию запрос о его выдаче.
Отсутствие судебной перспективы
Стоит отметить, что возбуждение уголовного дела в России (и, как следствие, заочный арест), с самого начала расценивалось экспертами как способ вызволить предпринимателя с территории Белоруссии, «замяв» там его уголовное преследование. По мнению юристов, после того, как предприниматель окажется в Москве, его, скорее всего, не станут помещать в СИЗО, а либо переведут под домашний арест, либо вообще выпустят под подписку о невыезде.
«Скорее всего, дело не будет иметь судебной перспективы — его либо прекратят, либо, если оно все же дойдет до суда, то суд ограничится достаточно мягким наказанием», — считает заместитель директора адвокатского бюро «Международное» Владислав Сорокин.