Проверка НПФ еще не началась, а уже начали проявляться темные стороны пенсионной системы. Десять НПФ, у которых отозвали лицензии, должны были вернуть Пенсионному фонду РФ 660 млн рублей. Деньги только вернули четыре фонда — всего 190 млн рублей. Еще 470 млн пропали без вести. Причем речь идет только о сумме взносов. Помимо этого у фондов должен был быть инвестиционный доход. Должен быть, но его нет. Это касается накоплений 19 тысяч человек.

Получается, что ответственность перед застрахованными лицами ложится на Пенсионный фонд. А туда деньги могут прийти только из бюджета. В свою очередь ПФР судится с недобросовестными НПФами, чтобы взыскать деньги с них. Законодательством процедура возмещения не предусмотрена, а системы гарантирования пенсионных накоплений еще нет.

Куда смотрели регуляторы раньше — вопрос открытый. Ведь НПФ обязаны обеспечить сохранность и возврат пенсионных накоплений. На случай убытков есть специальные резервы. Существует, в конце концов, ежеквартальная отчетность, которую раньше проверяла ФСФР.

Почему Пенсионный фонд не нашел способа взыскать потерянные деньги – еще один открытый вопрос. Ведь некоторые НПФ были закрыты еще 8 лет назад.

На мой взгляд, не случайно, что об этом стало известно именно сейчас. По официальной версии, заморозка накопительной части в следующем году необходима, чтобы проверить НПФы. Такая история с невозвратом средств сейчас очень показательна. Потери есть – надо проверить все фонды, а деньги на это время забрать.

С другой стороны, сложно представить, что будет происходить, когда на рынке НПФов начнется «чистка». В НПФ лежит полтора триллиона рублей, полученных от более чем 20 млн россиян.

Как будут вести себя НПФы, которые не пройдут проверку? Будут ли они охотно возвращать деньги в Пенсионный фонд? И как будут, например, возвращать инвестиционный доход, который в некоторых фондах сопоставим по размеру с суммой взносов. Законодательно НПФы не обязаны его возвращать. А ведь для застрахованных лиц эти деньги будут не лишними.