Как сильный франк не дает зарабатывать на времени
Рост курса швейцарского франка сыграл злую шутку с местными компаниями-экспортерами. В первую очередь, от этого пострадал крупнейший мировой производитель часов Swatch Group, который рассчитывал на рекордные финансовые результаты
Читать на полной версииВысокая надежность национальной валюты — это не только спокойствие для населения и банков, но и головная боль для компаний реального сектора. В такой ситуации оказалась одна из крупнейших компаний страны — крупнейший в мире производитель часов Swatch Group. В конце октября исполнительный директор компании Ник Хайек признал, что дорогой франк, скорее всего, не позволит компании достигнуть анонсированной в прошлом году цели по выручке в 9 млрд франков (10,1 млрд долларов).
«Достигнуть такой планки будет очень сложно. Мы по-прежнему намерены продемонстрировать очень хорошие результаты, но валютный рынок играет против нас. Если ситуация изменится, мы вполне сможем продемонстрировать двузначный рост доходов», — цитирует топ-менеджера агентство Bloomberg.
Ситуацию осложнило то, что вместе с франком за последние полгода вырос курс и евро, а валюты, в которых рассчитывается значительная часть продаж компании, — американский доллар и японская иена — наоборот подешевели. За последний год «американец» просел на 5,4% относительно «швейцарца». Еще большее падение продемонстрировала японская валюта, которая по отношению к франку опустилась на 21% за последний год. А поскольку основной валютой и для зарубежных подразделений компании также является франк, а, значит, его укрепление сыграет против и динамики ювелирного бизнеса. В итоге, по прогнозам аналитиков ИК «Ренессанс Капитал», годовая выручка компании составит 8,53 млрд франков.
На этом фоне акции Swatch Group упали на несколько процентов.
Swatch Group основана в 1983 году в результате слияния компаний Swiss Corporation for Microelectronics and Watchmaking Industries, ASUAG и SSIH. Крупнейшим акционером компании с долей в 41,3% является Николас Хайек.
Swatch Group специализируется на производстве часов и ювелирных изделий. В портфель компании входит 21 бренд, в том числе Tourbillon, Breguet, Tiffany & Co., Omega, Tissot, Swatch. Консолидированная выручка по итогам 2012 года составила 8,3 млрд долларов, чистая прибыль — 1,2 млрд долларов.
Инвесторов не впечатлил даже тот факт, что одновременно с комментариями руководства, позитивные новости для компании появились от швейцарской Комиссии по конкуренции. После нескольких лет судебных тяжб регулятор разрешил компании постепенно начать сокращать продажи часовых механизмов и запасных частей к ним конкурентам.
Дело в том, что заводы Swatch Group выпускают более 60% продукции, связанной с часовым производством страны. Уже в 2014 году компания сможет сократить продажи запчастей до 75% относительно среднего уровня продаж за период с 2009 по 2011 годы. К 2016 году показатель сократится до 65%, а к 2018 — до 5%. Полностью прекратить продажи своих механизмов конкурентам компания сможет к 2020 году. При этом в заявлении регулятора отмечено, что в случае ухудшения экономической ситуации, Swatch Group может пойти навстречу некоторым небольшим компаниям и отойти от первоначального договора.
Производство комплектующих - низкорентабельный бизнес, и на это направление приходится менее 5% выручки Swatch Group, отмечает аналитик ИК «Ренессанс Капитал» Рей Вьюм.
Примечательно, что с «валютными проблемами» сталкиваются не только компании, работающие на рынке премиальных товаров, но и игроки «массового потребительского» сектора. К примеру, крупнейший в мире производитель освежителей для воздуха швейцарская Givaudan S.A. также объявила о первом за последние три года спаде продаж. Виновником вновь стал сильный франк, который подорожал к валютам развивающихся стран — Индии и Бразилии.