Процесс по делу о покушении на Филина начался со скандала
Сначала репортеры чуть не затоптали друг друга, затем их попытались удалить из зала еще до завершения слушания. В итоге разбирательство отложили на 29 октября
Читать на полной версииСо скандала начался сегодня в Мещанском суде громкий процесс о нападении в январе этого года на художественного руководителя балетной труппы Большого театра Сергея Филина. Журналистам буквально с боем пришлось прорываться в зал суда. Но когда они попали внутрь, их попытались удалить еще до того, как окончилось слушание.
Репортеры стали собираться у здания суда еще задолго до начала заседания, которое было назначено на 15.00. Однако внутрь пройти смогла только «пишущая» пресса: представителей около трех десятков как российских, так и зарубежных телеканалов попросили подождать на улице из-за того, что судья Елена Максимова была занята в другом процессе.
Репортерские «хитрости»
Журналисты набились в маленький коридор. Там сразу же образовалась «пробка», через которую с трудом протискивались конвоиры, доставляющие в суд арестованных по уголовным делам.
Пишущей же «братии» пришлось проникать в здание с помощью «хитростей»: приставы упорно не желали понимать, что некоторым корреспондентам не требуется разрешения на пронос аппаратуры, и журналисты информагентств, газет и интернет-изданий имеют право проходить в суд наравне с обычными посетителями. В итоге многие были вынуждены слукавить и сообщить, что идут на другие процессы.
Надо сказать, что Мещанский суд переживал и больший наплыв прессы. В 2005 году здесь выносили приговор по одному из самых громких уголовных дел в новейшей истории страны — в отношении экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского (здесь слушалось его первое дело). Поэтому собравшиеся у зала репортеры гадали, почему на этот раз сотрудники суда не смогли организовать работу прессы и подготовиться к резонансному процессу, интерес к которому был заранее очевиден.
В зал же всех начали запускать только спустя час. На входе образовалась сутолока. Прорываясь внутрь, операторы сломали дверь, чуть не сняв ее с петель.
Молчаливые подсудимые
Однако представшие перед телекамерами подсудимые: 28-летний ведущий артист балетной труппы ГАБТ Павел Дмитриченко, 35-летний безработный житель Рязанской области Юрий Заруцкий и 32-летний житель Чеховского района Подмосковья Андрей Липатов — на этот раз хранили молчание.
Обычно разговорчивый Дмитриченко выглядел грустным. А ранее судимый Юрий Заруцкий, от которого корреспонденты не раз слышали непечатные выражения, не мог скрыть раздражения, когда просил убрать из клетки чей-то микрофон. За время нахождения в СИЗО он отрастил окладистую бороду.
Напомним, что 42-летний худрук балетной труппы Большого театра Сергей Филин подвергся «кислотной атаке» поздно вечером 17 января возле своего дома на Троицкой улице в Москве. Он попал в больницу с ожогами лица и глаз. Балетмейстер перенес более двух десятков операций в России и за рубежом и чуть не лишился зрения: после лечения в Германии один его глаз видит на 80%, а другой — с трудом различает большие символы.
Почти два месяца потребовалась правоохранителям, чтобы выйти на след злоумышленников. 7 марта троих подозреваемых арестовали. Танцора Дмитриченко следствие называет заказчиком преступления. У него были творческие разногласия с худруком, а также имелись претензии по поводу распределения грантов (Дмитриченко возглавлял профсоюз работников Большого театра — BFM.ru).
Читайте также: Дмитриченко признал, что хотел наказать Филина за «коррупцию»
Непосредственным же исполнителем покушения следствие называет отсидевшего семь лет за причинение тяжких телесных повреждений, повлекших по неосторожности смерть, Юрия Заруцкого. Водителю Андрею Липатову, который привез Заруцкого к дому Филина, отводится роль соучастника. Впрочем, последний не признает вину и говорит, что был не в курсе, зачем возил Заруцкого в столицу. «Открестился» от кислотной атаки и Павел Дмитриченко, который на следствии заявил, что согласился лишь на предложение Заруцкого избить худрука.
За причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное группой лиц по предварительному сговору (часть 3-я статьи 111 УК РФ), каждому из подсудимых грозит до 12 лет лишения свободы.
Журналистам пришлось бороться за свои права
В зале суда пишущей прессе выделили лишь четыре небольших скамейки. В итоге родственникам подсудимых не хватило мест. Пресс-секретарь суда Юлия Бочарова вместе с судебными приставами стала уговаривать корреспондентов уступить свои места родственникам подсудимых. Журналисты решили не сдавать «ни пяди земли». После нескольких минут препирательств работники суда догадались все же принести несколько стульев.
Когда же процесс открыли, оказалось, что в суд не приехал защитник Юрия Заруцкого Сергей Куприянов. Он был занят в Нагатинском суде на процессе по другому делу. Кроме того, на заседание не пришла адвокат Татьяна Стукалова, представляющая интересы потерпевшего. Она улетела в командировку в Екатеринбург. Не было и самого Сергея Филина. «Причина его неявки неизвестна», — отрапортовала секретарь суда.
Она перечислила несколько десятков свидетелей, среди которых была невеста Павла Дмитриченко балерина Анжелина Воронцова, а также экс-премьер Большого Николай Цискаридзе. Первая была указана в списке свидетелей обвинения, второй — в качестве свидетелей защиты. Имена обоих не раз звучали в прессе, пока шло следствие. Ходили слухи, что именно возлюбленная Павла Дмитриченко, педагогом которой был Цискаридзе, стала причиной «кислотной атаки» на худрука. Впрочем, эта версия скоро отпала.
Сергей Филин определился с ущербом
Встал вопрос о переносе слушания. Судья Елена Максимова объявила пятиминутный перерыв. И в этот момент пресс-секретарь вновь повела себя странно: Юлия Бочарова стала требовать, чтобы журналисты покинули зал. Те пребывали в недоумении: процесс еще не закончился, официально не был объявлен закрытым, и, кроме того, председательствующая не просила прессу удалиться. Однако пресс-секретарь уверяла, что распоряжение удалить репортеров якобы исходило от судьи, и попросила приставов вывести журналистов из зала.
Корреспонденты остались на своих местах, обвинив представителя суда в нарушении закона. Только после звонка в Мосгорсуд конфликт удалось уладить. «Прошу прощения, если к кому-то применили силу», — извинилась Юлия Бочарова.
Выслушав мнения сторон, судья отложила рассмотрение дела на 29 октября. «Если к этому времени ваш адвокат по соглашению не освободится, вам будет назначен государственный защитник», — проинформировала она Юрия Заруцкого.
Ожидается, что в этот день прокурор Юлия Шумовская озвучит фабулу обвинения, а подсудимые выскажут свое отношение к нему.
Не исключено, что тогда же юристы Сергея Филина заявят от имени своего клиента к подсудимым иск о возмещении морального вреда и имущественного ущерба. Как сообщила сегодня BFM.ru второй представитель потерпевшего, адвокат Наталья Животкова, сумма иска — 3 млн 400 тысяч рублей. В 3 млн рублей Сергей Филин оценил причиненный ему моральный вред, а 400 тысяч — стоимость испорченных, а также потерянных во время нападения на него вещей. «По вине нападавших Сергей потерял сумку, в которой находились дорогие телефон, iPad и часы», — сказала Животкова.
Читайте также: Сергей Филин оценил моральный вред в 3 млн рублей