Не будет ни кино, ни телевидения — только Интернет
На Russian Internet Week (RIW) прошла интересная дискуссия на тему будущего Интернета. Участники дискуссии, эксперты – представители российского интернет-бизнеса, во многом сошлись: будущее за платформами. Но есть и расхождения в прогнозах
Читать на полной версииВ интернет-бизнесе нарастает конкуренция за пользователей. Цена их привлечения за последние годы выросла с нескольких центов до десятков долларов, рассказал на RIW руководитель проекта Games.Mail.ru Александр Кузьменко. «Как ответ на это появилась платформа — Интернет в Интернете — решения, которые удерживают пользователей в веб-пространстве одной компании», — заявил он.
Под этим подразумевается, что пользователь сможет удовлетворить все свои интернет-потребности на одном сайте, не переходя на ресурсы других игроков. Сегодня, по мнению Александра Кузьменко, каждый крупный игрок рынка стремится создать свою платформу. «Будущее Интернета видится как несколько платформ — совокупность сервисов», — сказал он.
Примерами таких платформ можно считать, например, сайты Mail.ru или «Яндекса». Пользователь заходит на стартовую страницу, видит там новости, читает и отправляет почту, затем смотрит информацию по пробкам, может поиграть в игру или даже совершить покупку. При этом все также остается на одном ресурсе, то есть никуда не переходит. Это и есть платформа.
Такой подход, действительно, может помочь и привлекать, и удерживать пользователей. Поэтому будущее Интернета — сотни, а затем, в результате конкуренции, оставшиеся десятки платформ с взаимосвязанными наборами сервисов. Забегая вперед, можно представить, что в итоге все закончится образованием нескольких глобальных платформ или, иначе говоря, интернет-монополий.
«Ближайшее будущее Интернета — сервисы, платформы и устройства», — считает директор по стратегическим разработкам Microsoft Россия Михаил Черномордиков. По его мнению, сейчас возможны любые варианты. В том числе по выходу интернет-компаний с их платформами в офлайн: «В Южной Корее уже можно купить костюм от Samsung и получить медицинскую страховку от LG».
К счастью, появление интернет-монополий — только один из сценариев развития. Другой путь — не монополизация Интернета несколькими гигантами, а развитие экосистемы сервисов вокруг одной платформы. Как пример: геоинформационная платформа Google, вокруг которой появляются сервисы независимых разработчиков.
«Одно время говорили, что Google поглотит весь Интернет и вокруг будет один Google, — напомнил директор по маркетингу сервисов «Яндекса» Андрей Себрант. — Потом появился Facebook, и заговорили, что он съест и Google, и Интернет — вокруг будет один Facebook. Цукерберг об этом мечтал, но быстро обломался и повзрослел».
Более того, не исключено появление на интернет-рынке новых, очень крупных игроков. В частности, родом из традиционных медиа.
По мнению гендиректора компании Ru-Center Александра Панова, в течение ближайших 6-7 лет Интернет полностью поглотит телевидение, то есть весь ТВ-сигнал будет передаваться по интернет-каналам, а сами телевизоры станут многофункциональными интернет-терминалами, которые будут использоваться, в том числе, для видеотелефонии. Пока этот процесс сдерживается недостаточно высоким уровнем проникновения широкополосного доступа.
Представляется очень маловероятным, что крупнейшие телеканалы и другие игроки ТВ-рынка сдадутся Интернету без боя и не потребуют своей доли пирога. Более того, многие из них уже занялись активным проникновением в Сеть.
А вот телеком-компаниям места на интернет-рынке эксперты не оставляют. «За последние годы на глобальном рынке не произошло ни одной эффективной сделки по приобретению оператором какой либо интернет-компании, как и наоборот», — отметил Александр Панов.
Не менее скептически на рынке относятся к планам крупнейших интернет-компаний по выходу на телеком-рынок. Речь идет все о той же Google, которая неоднократно озвучивала планы по созданию собственной телеком-инфраструктуры и уже выпускает различные устройства.
Кстати, еще один аспект, о котором нельзя не упомянуть, рассуждая о будущем Интернета — Internet of Things или Интернет вещей. В исследовании Кластера европейских исследовательских проектов по ИВ (IFRS) дается следующее определение: «динамическая глобальная сетевая инфраструктура с возможностью самонастройки на основе общих стандартных и совместимых протоколов связи, где физические и виртуальные вещи имеют идентификаторы, физические атрибуты и виртуальные персоналии, используют интеллектуальные интерфейсы и легко интегрируются в информационную сеть».
Если выражаться проще, речь идет о том, что «умные» устройства, подключенные к Интернету, могут получить персональную идентификацию в Сети и взаимодействовать как между собой, так и с пользователями.
По оценке компании J'son & PartnersConsulting, уже по итогам 2013 года объем российского рынка интернет-вещей вырастет до 49 млн подключенных устройств и 335 млн долларов. В 2010 году, при 17 млн устройств объем рынка составлял 111 млн долларов. В 2015 году эти показатели должны вырасти до 75 млн подключенных устройств и 527 долларов.
И уже в ближайшие полгода может появиться универсальная программная платформа для Интернета вещей, вокруг которой, без сомнения, сможет вырасти своя экосистема, объединяющая тысячи разработчиков по всему миру. Но это уже совсем другое ответвление той же истории.