За долги будут отбирать имущество близких и друзей
Российские приставы будут более прилежно взыскивать долги. Предметом интереса станет все имущество, находящееся в фактическом пользовании и владении должника — вне зависимости от того, кто является его формальным собственником
Читать на полной версииРоссийские приставы будут более прилежно взыскивать долги. «Предметом интереса станет все имущество, находящееся в фактическом пользовании и владении должника — вне зависимости от того, кто является его формальным собственником», говорится в сообщении Федеральной службы судебных приставов (ФССП).
Случаи, когда должник, чтобы не платить и не потерять имущество, переоформляет его на других лиц (бывших супругов, родителей, братьев, сестер, тещу и иных родственников), нередки, констатируют в ФССП. «Совершенно очевидно, что в данном случае имеют место мнимые и притворные сделки, которые совершены должником с единственной целью — показать судебному приставу-исполнителю, что у него нет никакого имущества и что взять с него нечего. При этом сам должник ездит на дорогой машине, живет в комфортабельных условиях», — негодуют приставы.
Похожие ситуации возникают и с юрлицами: «Одно юридическое лицо создает несколько «дружественных фирм» и активно переводит имущество из одной в другую».
В качестве примера успешного взыскания имущества третьего лица приставы приводит дело в Ивановской области в отношении ЗАО «Спецстрой»: «Выяснилось, что имущества у должника нет. Точнее оно было, но давно «продано». Усомнившись в реальности этой сделки, судебный пристав все же наложил арест на уже «проданное» имущество и обратился в суд. ... Суд подтвердил правомерность действий судебного пристава-исполнителя, а сделку по продаже имущества признал недействительной в силу мнимости. Суд указал, что ... не были совершены фактические действия, направленные на исполнение обязанностей по содержанию приобретенного имущества, не произведена перерегистрация транспортных средств, не осуществлена постановка на баланс предприятия, не уплачивался транспортный налог и др.».
«Усиление нашей деятельности в этом русле направлено на недобросовестных должников. Если должник будет знать, что на имущество третьих лиц может быть обращено взыскание, то он не будет стремиться заключать мнимые сделки, — прокомментировали BFM.ru нововведения в пресс-службе ФССП. — Вспомните, когда принимали инициативу, по которой пристав может взламывать квартиры, был большой шум, что приставы будут взламывать чуть ли не каждую квартиру. Однако за прошлый год из 360 млн исполнительных производств к этому пришлось прибегнуть лишь 30–40 раз».
Положение о притворных и мнимых сделках в гражданском кодексе содержится давно. «Однако до сих пор судебные приставы не выходили в судебные инстанции с исками о признании сделок мнимыми. Сейчас этот инструмент будет активно применяться», — говорит предправления «Московского юридического агентства» Алексей Ленецкий.
«Если раньше пристав зачастую ограничивался тем, что просто направлял запросы в регистрационную службу, в налоговую инспекцию и в госавтоинспекцию, то сейчас, по-видимому, приставы начнут подходить к этой задаче более старательно и будут арестовывать также иное имущество, обнаруженное в фактическом владении должника», — отмечает в интервью BFM.ru Александр Ванеев, юрист практики разрешения споров юридической фирмы Magisters.
Активизация судебных приставов в этом направлении связана, очевидно, с тем, что число неплательщиков растет, считает старший юрист «Мегаполис Лигал» Валерия Таглина. «Однако доказательство мнимости сделки в суде — сложный процесс. Формально, если имеются все необходимые документы, нет основания для признания мнимости сделки. Единственное, что может свидетельствовать об этом — случаи, когда данные документов расходятся с реальностью. То есть если сделка, направленная на определенные последствия, к ним не приводит, а новый собственник не производит никаких действий с новым имуществом», — говорит BFM.ru эксперт.
Конечно, такие действия могут ущемлять права тех, чье имущество по какой-либо причине оказалось у должника: в данной ситуации не пристав должен изначально доказать, что это имущество должника, а наоборот, третье лицо, чье имущество было, возможно, ошибочно арестовано, будет доказывать свое право на него. «Для этого необходимо подать заявление об освобождении имущества от ареста (исключении из описи)», — говорит Александр Ванеев. Также третьи лица, чтобы восстановить свои права, могут подать иск к приставам о возмещении убытков, добавляет Валерия Таглина из «Мегаполис Лигал».