Один из известнейших американских инженеров и признанный гуру технологий Стив Возняк родился в США, в семье выходцев из Буковины. На судьбу будущего партнера Стива Джобса немалое влияние оказал отец — инженер Фрэнсис Возняк, выпускник Калифорнийского технологического университета. Стив Возняк увлекся электроникой очень рано, в школе сам собирал сложные устройства и начал сотрудничать с технологическими компаниями. А вот университет закончил лишь со второй попытки.

О любимых игрушках, обучении молодежи, а также о прошлом, настоящем и будущем технологий Стив Возняк рассказал в эксклюзивном интервью BFM.ru.

Сооснователь Apple Стив Возняк и генеральный директор холдинга «РУМЕДИА», модератор делового форума «IT-ЛИДЕР» Михаил Бергер. Фото: Григорий Собченко/BFM.ru
Стивен, о вашем увлечении электроникой ходят легенды. Если не секрет, какие гаджеты у вас всегда с собой, что вы привезли с собой в Москву, что обязательно находится у вас в карманах и сумке?
С.Возняк: Я ношу с собой самые разнообразные гаджеты, в том числе смартфон Samsung, Nokia — аппарат с операционной системой Windows Phone, конечно же, iPhone, причем не один, а несколько. Для чтения я использую Amazon Kindle, также я вожу с собой iPad, iPod nano — его я иногда ношу как часы и слушаю в самолетах. В общем, у меня очень много гаджетов, выполняющих разные роли. Но самое важное устройство для меня — мой компьютер Macintosh.
Складывается ощущение, что сейчас человек стал рабом гаджетов — слишком много устройств вокруг нас: смартфоны, планшеты, лэптопы, смарт-часы… Вы представляете себе некое идеальное устройство, которое избавило бы нас от необходимости носить с собой эту кучу железа? Что это могло бы быть?
С.Возняк: Это достаточно сложный для меня вопрос, потому что я, по природе своей, люблю экспериментировать и сравнивать девайсы. Я пользуюсь разными гаджетами, пробую один, другой, следующий. Если говорить о людях вообще, то, на мой взгляд, люди чаще всего используют смартфоны. Человек использует телефон везде: на улице, в кафе, да где угодно. Если говорить об одном устройстве, которое могло бы объединить в себе все, то раньше, когда только появились компьютеры, казалось, что для каждой цели должно быть свое устройство. Ведь проще иметь один небольшой гаджет, выполняющий отдельную задачу. Например, камера должна быть отдельным устройством. Но с тех пор многое изменилось, в том числе, мое отношение к этому вопросу. Посмотрите: сейчас люди уже используют одно устройство для многих дел — это смартфон. И это все упрощает! В обычном смартфоне сегодня у каждого установлено множество приложений, в среднем около 30 приложений используется каждый день. Сейчас встроить камеру в телефон стоит гораздо дешевле, чем 100 долларов. И каждое отдельное приложение, которым пользуются люди, тоже стоит совсем не дорого. Если говорить о GPS-сенсорах, которые позволяют ориентироваться на местности, по карте, это тоже несколько долларов. И это прекрасно — иметь все необходимое в одном.
Каким вам представляется будущее умных часов, таких как Pebble или Galaxy Gear и в целом развитие носимых умных девайсов?
С.Возняк: Если говорить об умных часах, которыми сейчас увлеклись многие вендоры, то стоит напомнить, что первым, пожалуй, был iPod nano. Когда Apple представила iPod c ремешком как у часов — с браслетом — я сразу же купил этот девайс и с тех пор ношу, это очень удобно, и мне очень нравится. Я думаю, эта форма гаджетов будет очень успешной. Samsung, Sony и Qualcomm уже показали умные часы, Pebble были созданы благодаря краутфандингу… Многие производят такие системы. А я уже два года ношу iPod на браслете и считаю, что это замечательно. В целом, смотря в будущее, мне хочется, чтобы некие устройства, наподобие смартфона, можно было как-то располагать на теле, но чтобы экран был еще больше, чтобы ими можно было удобно пользоваться.
Какую компанию вы считаете самой инновационной на сегодняшний день? Кто творит настоящие революции? Это Apple или уже есть те, кто ее обошел или обойдет в ближайшие годы?
С.Возняк: Что такое инновации? Тут есть два взгляда. С одной стороны, можно рассматривать инновации как решение каких-то имеющихся проблем и внедрение небольших улучшений в систему. С другой — как изобретение того, чего раньше не было. Если говорить о таких производителях, как Samsung и HTC, то они постоянно добавляют какой-то новый функционал к своим смартфонам. И с моей точки зрения, некоторые обновления действительно удобные, инновационные. Если сравнивать iPhone 4S и iPhone 5, то, в целом, после того, как я перешел на новый iPhone, где-то через неделю я почувствовал, что различий не так уж много. Но самое главное — что этим телефоном по-прежнему удобно и приятно пользоваться, и он надежен в работе. Так что, когда устройство действительно инновационно — в нем и не нужно многое менять. Ну и если говорить о новой мобильной операционной системе Apple, которая вышла недавно — iOS 7, то визуально она сильно отличается от того, что было раньше, и можно сказать, что это некий новый тип красоты. Конечно, иногда бывает что-то сложно прочесть. Это негативный момент. Но, в целом, я считаю, что в Apple работают люди, нацеленные на инновации, и именно Apple — та компания, которая по-прежнему способна нас удивлять.
Фото: Григорий Собченко/BFM.ru
В России сейчас много говорят о пути инновационного развития, и неотъемлемой составляющей этого пути является обучение молодежи — школьников и студентов. Как вы считаете, на что нужно делать упор, как учить детей свободному и неограниченному сегодняшними рамками мышлению, стремлению изобретать что-то?
С.Возняк: Образование для меня, пожалуй, такая же важная тема, как и технологии. Я достаточно много в своей жизни посвятил образованию. Что здесь можно сказать? Идеальным было бы, чтобы у каждого ученика был персональный учитель. Может быть, со временем, компьютеры разовьются в достаточной степени, они станут больше похожи на человека, появятся машины, более продвинутые, которые смогут стать заботливыми учителями для людей. Если говорить о необходимости изучения математики, инженерных предметов — возможно, она есть, но возможно и нет. Ведь не всем нужно становиться инженерами. Сейчас важную роль играет разработка софта, программирование. К сожалению, в школьной программе нет основ программирования — по крайней мере, в Америке. Все думают, что это так же ужасно, как математика. На самом деле программирование учит мыслить, помогает постепенно находить нужный ответ на вопрос. Я думаю, что, надо в рамках школьной программы предоставить возможность ученикам выбирать некие проекты. Чтобы в начале года ученик, студент, выбирал проект, и в течение года изучал предметы, которые позволят ему закончить именно этот проект. Не важно, закончит он его за один месяц, или за девять — каждый со своей скоростью учится. Но если человеку интересно учиться, то в этом случае он получит больше знаний и усвоит их лучше. В моей жизни было так.
Вы говорили, что вам не понравился биографический фильм jOBS, поскольку он во многом неправильно передает историю Apple. Какое из имеющихся сегодня художественных или документальных произведений — книг или фильмов — вы порекомендовали людям, которые действительно интересуются историей компании, хотят узнать и понять больше?
С.Возняк: Я думаю, людям, которые действительно интересуются историей компании — будь то Apple или любая другая — полезно узнавать историю в целом, а не одной лишь личности, как это случилось в фильме jOBS. Я думаю, в будущем появятся еще работы, которые расскажут именно об истории становления компании Apple, о принятии важнейших решений, о том, как развивалась компания — а не только историю Стива Джобса. Сейчас могу посоветовать книгу «Хакеры» Стивена Леви [Steven Levy, полное название в русскоязычном издании — «Хакеры. Герои компьютерной революции», BFM.ru]. Еще советую фильм «Пираты Силиконовой долины» [Pirates of Silicon Valley, 1999 г.]. В нем очень многое пересекается с сюжетной линией фильма jOBS, но там история подается интереснее — она более захватывающая, интригующая, там объясняются многие конфликты и принятые решения.
Стив Возняк и обозреватель BFM.ru Марина Эфендиева. Фото: Григорий Собченко/BFM.ru