«Транснефть» начинает оптимизировать портфель проектов, в ожидании решения правительства о заморозке ее тарифов в 2014 году. Первым проектом, которого коснется волна оптимизации, стает строительство отвода на Комсомольский НПЗ, принадлежащий «Роснефти», от нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». Об этом заявил первый вице-президент компании Максим Гришанин.

Владелец НЗП «Роснефть» и «Транснефть» договорились о строительстве еще год назад. Проект подразумевал строительство трубы мощностью в 8 млн тонн в год. Предполагалось, что инвестором стройки станет «Транснефть», а «Роснефть» будет компенсировать ей затраты за счет специального тарифа, который включал бы в себя дополнительную инвестиционную составляющую. Нефтепроводная монополия тогда оценивала проект в 53 млрд рублей: 48,8 млрд рублей — на строительство трубы и заполнение ее нефтью и 4,2 млрд рублей — на постройку объектов внешнего энергоснабжения.

«Роснефть» эту оценку не поддержала и обратилась к независимому эксперту ООО «РН — СахалинНИПИморнефть». Компания без учета строительства сопутствующей инфраструктуры и заполнения нефтепровода нефтью оценила проект в 47,5 млрд рублей. По словам источника в отрасли, «Роснефть» на этом фоне высказала готовность профинансировать проект самостоятельно. «Если «Транснефть» не готова браться за строительство, мы найдем подрядчика, который за взаимовыгодную цену согласится выполнить необходимые работы», — заявил собеседник Business FM.

Представитель «Транснефти» подтвердил, что компании поступало предложение от «Роснефти» поучаствовать в тендере: «Наш бизнес — перекачка нефти. Если бы мы приняли участие в конкурсе, то начали бы конкурировать с собственными подрядчиками».

«В первую очередь, в строительстве отвода до НПЗ заинтересована сама «Роснефть», — рассуждает аналитик ИК «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин. — Дальний Восток — один из стратегических регионов для развития компании. Сейчас на Комсомольский НПЗ сырье поставляется по железной дороге, что ведет к росту транспортных издержек на 25-30%».

В целом, по словам Максима Гришанина, заморозка тарифов будет «стоить» нефтепроводной монополии не менее 30 млрд рублей. Именно такой суммы не досчитается компания. «Если грузооборот будет падать, то эффект может быть значительно больше», — пояснил он.

При этом, по словам топ-менеджера, главной сложностью для «Транснефти» в сложившейся ситуации является не временная приостановка в индексации тарифа, а отсутствие долгосрочных правил игры. «Мы хотим предсказуемой и стабильной тарифной политики независимой от внесистемных факторов. Отсутствие определенности в тарифной, налоговой и дивидендной политиках не позволяет сделать стабильный прогноз на перспективу», — подчеркнул он.

ОАО «Транснефть» образовано в 1993 году. 78,1% капитала компании в виде обыкновенных акций принадлежат государству. «Транснефть» является единственным в России и крупнейшим в мире оператором магистральных нефтепроводов. Общая длина нефтепроводов составляет более 53 тысяч км, нефтепродуктопроводов — более 19 тысяч км. По итогам 2012 года выручка составила 732,3 млрд рублей, чистая прибыль — 180,5 млрд рублей.

Однако, несмотря на риск снижения финансовых показателей, «Транснефть» не будет исключать из утвержденной советом директоров инвестпрограммы крупные проекты, подчеркнул вице-президент компании. Вместе с тем компания не исключает возможности увеличения сроков реализации. Гришанин добавил, что вопросы расширения ВСТО-1 для увеличения поставок нефти в Китай также включены в инвестпрограмму «Транснефти», но источник финансирования строительства до сих пор точно не определен. Вероятно, часть средств вложит и сама «Роснефть», которая больше других заинтересована в этой стройке.

Читайте также: «Транснефть» не будет выполнять желания «Роснефти»

Именно вопрос об источнике средств для реализации этого проекта и был камнем преткновения в отношениях между компаниями. В марте «Роснефть» и китайская CNPC подписали с соглашение о поставках сырой нефти в Китай, которое предполагает увеличение российского нефтяного экспорта в страну на 15 млн тонн нефти ежегодно. Всего до 2030 года в Китай будет отправлено 300 млн тонн нефти. Однако в мае между «Транснефтью» и «Роснефтью» разгорелся спор, о том, кто должен финансировать расширение действующей инфраструктуры, объемов которой оказалось недостаточно для прокачки столь крупных объемов нефти.