Шувалов: Россия «избалована» мегапроектами
Первый вице-премьер предложил замедлить темпы создания мегапроектов в России. Похожие заявления сделали Аркадий Дворкович и Алексей Улюкаев
Читать на полной версииРоссия «избалована» мегапроектами, необходимо притормозить темпы их создания, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов на международном инвестиционном форуме в Сочи.
«Сегодня в обществе так много вопросов о целесообразности строительства в связи с коррупцией, может быть, стоит скорости создания этих мегапроектов немного притормозить для того, чтобы общество осознало ценность этих мегапроектов и ощутило, насколько и когда нужно государству тратить», — пояснил Шувалов.
Со словами вице-премьера Игоря Шувалова о том, что мегастройки нужно сначала обсуждать с обществом, согласен профессор Высшей Школы экономики Иван Родионов, но сначала, по словам эксперта, нужно ответить на главный вопрос.
«Надо определиться, что мы строим — капитализм или социализм, — рассуждает Родионов. — И понятно, что само участие государства в виде мегапроектов в экономике, точно не капиталистическое. Понятно, что если бы эти деньги, пущенные на строительство моста во Владивостоке или на будущую дорогу в Казань, нашли бы выражение в снижении налогов, скорее всего, бизнес эти деньги отбил бы с большей отдачей, чем эти проекты. До этого высшее руководство раз в 2-3 года говорило, что у нас что-то вроде капитализма будет. Сейчас уже лет шесть оно об этом молчит. Инвесторы — в непонимании, что же мы все-таки делаем».
Вице-премьер Аркадий Дворкович, выступая в Сочи на деловом завтраке Сбербанка, высказал мнение, что крупные инфраструктурные проекты несут серьезные риски. Он считает, что деньги могут не вернуться в Фонд национального благосостояния России.
«Каждый год правительство делает выбор, как тратить деньги. Иногда этот выбор на один год вперед, иногда на несколько лет вперед, — заявил Дворкович. — Сегодня правительство при одобрении президента сделало выбор в пользу определенного числа проектов, и значит, правительство на данный момент считает, что это обоснованно. Это риск, я никогда не скрывал ни на одном из совещаний. Любой из этих проектов — это серьезный риск, деньги могут не вернуться, особенно в бюджет, особенно в Фонд национального благосостояния».
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань имеет риски, связанные с неточной оценкой пассажиропотока. А вот ЦКАД, по мнению Улюкаева, проект оправданный.
Как сказал министр на деловом завтраке Сбербанка, проект магистрали Москва-Казань надо оценивать не только с точки зрения экономической и бюджетной эффективности, но и социальной.
«Что здесь главное: мега или проект? Мы всегда уделяем больше внимания характеристике «мега», — пояснил Улюкаев. — То есть от миллиарда долларов или от 10 млрд долларов. Но, мне кажется, что акцент должен делаться на слово "проект". А есть более рисковые проекты, например, проект железной дороги Москва-Казань. В этом случае мы должны рассматривать этот проект как часть проекта в целом по преобразованию жизни в стране, как проект, который меняет мобильность нации, меняет соотношение между жильем и работой, и с этой точки зрения он также должен быть оценен».
Проект ВСМ Москва-Казань выбран в качестве пилотного проекта создания высокоскоростного железнодорожного движения в России. Расчетная скорость движения до 400 километров в час. Сейчас в России нет таких магистралей. Общая стоимость создания ВСМ оценивается в 928 млрд рублей.