Нужно вдвое больше «айтишников»
«Мы столкнулись с проблемой «демографической ямы» — общее число студентов существенно меньше, чем в предыдущие годы. И это сильно осложняет жизнь всем».
Читать на полной версииКомпания Microsoft подвела итоги первого года работы в России глобальной программы YouthSpark. Напомним, эта образовательная инициатива включает в себя 25 различных программ для молодежи: специализированные курсы, сертификации и стажировки, консультации, техническую и экспертную поддержку.
Cогласно данным Microsoft, за первый год работы инициативы YouthSpark в России по программам образования, трудоустройства и предпринимательства охвачено более 1,7 миллиона молодых россиян.
Одним из важнейших проектов, входящих в YouthSpark, компания называет проект «Твой курс: ИТ для молодежи», в рамках которого проводятся мероприятия по профориентации для старшеклассников. Школьники, прошедшие обучение, могут стать волонтерами в центрах «Твой курс» и учить азам компьютерной грамотности других людей.
С января по август 2013 года на базе учебных центров «Твой курс» были проведены тренинги и обучение для 40 тысяч школьников из 600 с лишним школ 37 городов России. За счет различных активностей всего проект охватил более 80 тысяч старшеклассников и студентов.
Планы на этот учебный год еще более амбициозны: планируется охватить 175 тысяч молодых людей, из них около 65 тысяч пройдут более глубокое обучение с последующим тестированием. Помимо профориентации, знакомства с современными информационными технологиями и основами авторского права, в этом году молодежи предлагают новые курсы — «Основы программирования» и «Введение в предпринимательство в сфере IT».
На прошлой неделе в Сочи прошла церемония открытия кампуса Российского международного олимпийского университета, в которой принимали участие представители Microsoft. BFM.ru не упустил возможности встретиться с президентом Microsoft Россия Николаем Прянишниковым и поговорить с ним о результатах YouthSpark, а также поднять одну из самых актуальных сегодня тем — образование студентов и школьников.
— Николай, пару лет назад мы с вами разговаривали о ситуации с подготовкой IT-кадров в России. Вы говорили, что необходимо выращивать новых специалистов, для чего надо наладить взаимодействие между IT-компаниями, образовательными учреждениями, государством. Какие шаги предприняты, чего удалось добиться за прошедшее время?
— Есть определенный прогресс. Индустрия в лице многих IT-копаний, ассоциаций, других участников рынка объединила усилия. При министерстве связи и массовых коммуникаций создан экспертный совет по IT, он регулярно обсуждает определенные вопросы отрасли. Есть контакт и взаимодействие с Минобразования. Обучение молодежи вошло в программу развития IT-отрасли как важная составляющая. Ряд вузов увеличил число мест на технических факультетах.
— Ситуация начала выправляться?
— Многое сделано. Но ситуация далеко не простая, и нельзя сказать, что она разрешена. Мы столкнулись с проблемой «демографической ямы» — общее число студентов существенно меньше, чем в предыдущие годы. И это сильно осложняет жизнь всем. Несмотря на большую долю новых специалистов, идущих в IT отрасль, в абсолютном выражении сейчас меньше молодых кадров.
— Кажется, это уже проблема государственного масштаба. Что с этим могут сделать коммерческие компании?
— Microsoft здесь занимает активную позицию. Возьмем для примера инициативу YouthSpark — наша «лестница», как мы ее называем. Мы стремимся с самого начала, с детских лет прививать интерес к технологиям, потому что формирование специалиста, его выбор будущей профессии происходит уже в школе. Затем поддерживаем его в старших классах при помощи нашей программы, о которой я уже говорил, «Твой курс: ИТ для молодежи». На следующей стадии, когда молодой человек уже становится студентом, предложим участие в международном конкурсе — Imagine Cup. А дальше — можно запустить стартап, и у нас есть программа поддержки — мы выдаем гранты, помогаем выйти на российский рынок, а потом, возможно, и на международный уровень. Поэтому мы и называем инициативу «лестницей» — шаг за шагом к профессиональному успеху в IT-бизнесе.
Я упоминал международный конкурс Imagine Cup, в который мы вовлекаем российских студентов. Мы работаем с Минкомсвязи, с Минобразования над новыми идеями, готовы участвовать в различных кампаниях, чтобы стимулировать молодых людей делать какие-то проекты.
Многое делается, есть прогресс, но ни мы, как IT-компания, ни ассоциации, ни индустрия в целом, не должны на этом останавливаться.
— Вы пытаетесь популяризировать IT в глазах молодежи, сделать технические специальности более привлекательными?
— Да, и мы видим позитивные изменения. Увлечение высокими технологиями становятся модным, интересным, популярным. Раньше сотрудника IT-компании, будь то Microsoft или любая другая, представляли как некоего усредненного программиста: молодой человек в очках, который только и делает, что сидит за компьютером. Сегодня облик технологической индустрии больше в тренде и становится более модным, молодым, интересным. Нам помогает то, что технологии вошли в реальную повседневную жизнь: смартфоны, планшеты, компьютеры – теперь это часть жизни любого человека.
— Про некоторые технологические компании даже снимают фильмы, но, к сожалению, не про российские...
— Одна из потенциальных возможностей сделать IT-сферу привлекательной для молодых людей — раскрутка историй успехов российских компаний. Как был создан «Яндекс», как была создана «1С», Parallels, последняя, кстати, известна на международных рынках едва ли не лучше, чем в России. Если бы о таких историях больше писали, говорили, снимались бы фильмы, это бы помогло. У наших детей с ранних лет был бы стимул стать российскими Биллом Гейтсом или новым Аркадием Воложем.
— Раньше было модно идти в юристы, экономисты, пиарщики. Сейчас вы предлагаете всем двигаться в IT? Как быстро насытится рынок?
— По нашим оценкам, специалистов в области IT нужно в два раза больше, чем сейчас. Если сегодня посчитать всех IT-специалистов и разработчиков, получится около полутора миллионов человек. Если Россия хочет двигаться по сценарию инновационного развития — нужно как минимум три миллиона человек. Поэтому сегодня есть необходимость учить больше людей в университетах, развивать таланты, привлекать их из других стран. До насыщения нам пока далеко.
— Насколько востребованы образовательные программы, а, главное — насколько доступны?
— Есть много обучающих программ, в том числе и с использованием наших продуктов. Есть «Твой курс» — абсолютно бесплатная программа, доступная практически для любых молодых людей. В первую очередь, мы хотим привлекать в нее школьников, чтобы они смогли обучиться, что-то понять, и дальше уже развиваться в области технологий. Есть другие курсы и образовательные программы. Мы надеемся, что в таких программах будут задействованы и IT-компании, и государство, и СМИ. Чем больше этому уделяется внимания, тем больше люди об этом знают — всем полезнее.
— Сколько регионов охвачено программой для школьников?
— Сейчас работает 41 центр, в этом году мы планируем открыть еще 20 по всей России. Запланировано восемь крупных запусков: Ростов-на-Дону, Казань, Екатеринбург, Уфа, Томск, Красноярск, Питер и Воронеж. Как правило, мы используем разные площадки — часто это университеты, библиотеки, какие-то государственные организации, проявившие интерес к работе с молодежью. И часто получается, что определенный вклад делает местная администрация, потому что они понимают важность развития IT и обучения молодежи. Наш вклад — материалы, контент, организация мероприятий.
— Что дают такие курсы, кому они нужны?
— В программе профориентации молодые люди получают информацию о том, что такое индустрия высоких технологий, какие специальности бывают, что и как надо учить, как развиваться, чтобы пойти по этому направлению. Цель — общее информирование, создание первоначальной базы знаний об IT. В этом году добавим новые курсы - основы программирования и введение в предпринимательство в сфере IT. Дальше кто-то начинает сам программировать, кто-то собирает команду и участвует в конкурсах, кто-то идет в технический университет.
— А в Microsoft устроиться можно?
— Желающие могут пойти в Microsoft, ждем. Любые наши программы дают возможность познакомиться с нашими технологиями, соответственно шансы попасть в компанию значительно увеличиваются. Мы не говорим, что кто-то пройдет автоматически, но кто-то — точно попадет.
— Самые талантливые и перспективные часто уезжают за границу. То есть все усилия по выращиванию «айтишников» могут не принести результатов?
— Я думаю, есть реальные возможности сделать так, чтобы большинство молодых людей и девушек оставались у нас и работали в области IT здесь, в России. В стране есть потенциал. Мы всеми силами — и государство, и компании — создаем им условия. Возьмем тот же кампус сочинского университета. Жить и учиться в таком месте не только престижно. Ни в одной стране мира нет таких условий: море, воздух, горы — красота. Мы на сегодня достаточно конкурентоспособны. Те продукты, которые российские компании и начинающие команды могут предложить сейчас, — хорошего качества, потому что у нас талантливые люди, хорошая математическая школа.
У нас есть «креативити» — связь творчества и технологий. Не буду называть страны, но про некоторые в IT-индустрии говорят так: «Там быстро, дешево набрать людей, чтобы писать какой-то код. А вот ожидать творческой, креативной разработки не стоит». Есть другие страны, где тоже есть творческий потенциал, но там очень дорого. А у нас этот баланс креативности, знаний, творческого потенциала, стоимости сейчас очень хорош.
— Проекты нынешних молодых и амбициозных специалистов — стартапы в IT — далеко не всеми оцениваются как профессиональные и креативные. Оптимизм в отрасли, кажется, сменился рассуждениями о «мыльных пузырях». Как вы оцениваете уровень нынешних стартаперов и их проекты?
— Я вижу много хорошего. Есть реальные проекты, которые и мы поддерживаем в рамках нашей программы «Фонд посевного финансирования». Надо просто понимать, что на раскрытие потенциала стартапов уйдет какое-то время. То есть, невозможно сегодня, едва заложив основу, ожидать, что завтра молодые компании уже превратятся в Microsoft, условно говоря. Конечно, на это требуется какое-то время. Но тенденция положительная: технологические проекты появляются, их становится больше, в России появились деньги на их развитие.
Я думаю, через какое-то время мы будем иметь больше историй успеха. Но очень важно продолжать поддерживать стартапы — это как «что посеешь, то и пожнешь». Если сегодня будем сеять много — завтра-послезавтра будет больше ростков. И также надо понимать, что часть из них все равно не вырастет. Мы должны быть готовыми к тому, что из 10 проектов лишь один становится успешным. Процент негативного опыта тоже будет достаточно большим. Называйте это «пузырем» или «бумом стартапов», но это и есть движение, и оно необходимо.