В кризис компании вынуждены урезать свои затраты, и здесь им может помочь правильно подобранное корпоративное ПО. В этом уверен президент и исполнительный директор компании SAP по региону ЕМЕА Жозе Дуарте (Jose Duarte). А о том, в чем здесь секрет, он рассказал в эксклюзивном интервью BFM.ru

SAP — германская компания, крупнейший в Европе разработчик корпоративного программного обеспечения. Штаб-квартира находится в Вальдорфе. Продукты компании позволяют автоматизировать внутренние процессы предприятия: производство, финансы, бухгалтерский учет, управление персоналом, складской ует, торговлю и пр.

— Как компания SАP изменила свою стратегию в связи с кризисом. Какие изменения произошли в рекламе и маркетинге? Какие меры применялись внутри компании для того, чтобы преодолеть кризис?

— Мы сократили примерно три тысячи из пятидесяти тысяч сотрудников. На мой взгляд, данные корректировки не скажутся на обслуживании наших клиентов. Кроме того, мы разработали ряд специальных предложений для наших клиентов, благодаря которым они могут быстрее внедрять ПО и быстрее возвращать инвестиции. Именно этого они от нас и требуют. Помимо этого, мы разработали программу инвестирования, а также программу для финансирования наших клиентов.

— Среди ваших клиентов есть компании из различных отраслей экономики. Как изменился спрос на ваши продукты из-за кризиса?

— Влияние кризиса на разные отрасли существенно отличается. Есть компании, которым в условиях кризиса пришлось резко сократить все инвестиции: это представители автомобильной промышленности и металлургии. Компании госсектора и обороны, наоборот, стали инвестировать больше. Есть компании, которые сохранили прежний уровень — это розница, потребительские товары. Если смотреть общую картину, то инвестиции в эту отрасль на данный момент ниже, чем год назад. Однако два-три месяца назад стала наблюдаться тенденция к возврату спроса, рынок начинает оживать. Особенно это заметно в Европе. Компании снова начинают инвестировать в инновации, в свою способность быть конкурентоспособными. Например, в Швеции одна корпорация собирается инвестировать в довольно крупный проект SAP.

— Для тех компаний, которые экономят на всем подряд, в том числе на каждой скрепке, как компания SAP может помочь в кризис сократить свои затраты?

— Недавно мы проводили конференцию, на которой встречались со своими российскими клиентами из разных отраслей бизнеса. Они как раз и говорили о том, как ПО SAP помогает им экономить время и деньги. Например, телекоммуникационной компании система SAP позволила значительно снизить стоимость обслуживания абонента. В строительной компании наше ПО позволяет подготовить предложение любому клиенту за одну минуту. При этом в смете будут посчитаны все цены, учитывая сезонные скидки и специальные предложения. Другая компания стала гораздо лучше планировать уплату налогов и сейчас платит значительно меньше. Таких примеров много. Некоторые компании закрывают свою отчетность буквально за пять-шесть дней после завершения отчетного периода, а раньше это были недели. А ведь эти факторы и составляют конкурентоспособность. Именно благодаря скорости обработки данных компания может выделиться на рынке и быть сильнее своего конкурента.

— Ведут ли сейчас компания разработки каких-либо продуктов специально для российского рынка?

— SAP — глобальная компания, и мы уже давно осознали, что необходима локализация всех наших продуктов для того, чтобы они пользовались спросом. Если говорить о локализации, то она подразумевает три уровня. Первый — это перевод, чтобы люди понимали, о чем им говорят; второй — правовая основа: поскольку законы во всех странах отличаются, необходимо, чтобы все наши продукты соответствовали законодательству каждой страны; и третий — это бизнес-процедуры, которые имеют свои особенности в каждой стране, в каждом регионе. SAP, работая в 150 странах мира, выделяет для себя девять наиболее важных, ключевых регионов. И Россия, безусловно, является одной из таких стран. Поэтому если есть очередь из клиентов, которые ждут локализации, то первыми в ней будут всегда российские компании. И даже если говорить о Евросоюзе, то далеко не все страны являются приоритетными — только Германия, Франция и Великобритания, и, естественно, Россия, то есть это показывает, насколько приоритетны для нас российские компании, как много внимания мы уделяем.

— Если сравнивать страны региона EMEA, то какой потенциал у российского рынка на ближайшие пару лет?

— Если мы говорим о России и СНГ, то есть и окружающих ее стран, то у нас довольно серьезный потенциал на этом рынке. Она входит в тройку наиболее крупных рынков по Европе, Среднему Востоку, Африке, и в пятерку, если говорить о всех странах мира. В 2007 году это было подтверждено результатами, Россия стала для нас четвертым регионом по всему мировому рынку, но у меня в этом плане большие амбиции, чтобы весь этот регион вернуть к такому показателю или, может быть, даже улучшить эти результаты.

— У компаний, разрабатывающих ПО, существует немало проблем с «пиратством», с незаконным использованием разработок. Как вы с этим боретесь?

— Сразу надо разделить пиратство в бизнес-приложениях и пиратство в компьютерных играх — это две разные вещи. Если у вас не работает игра, то вы будете раздражены, пойдете и попробуете достать копию, ничего страшного не произойдет. Если у вас вдруг не загрузился Excel, из-за того, что это была пиратская версия, то вы можете купить его через Интернет, установить и работать дальше. Но если не работает какое-нибудь бизнес-приложение, например, обеспечивающее поддержку цепи поставок, то ваши грузовики никуда не отправятся, они не будут знать, к кому ехать и что везти. Если у вас что-то с отчетностью не так, вы не заберете деньги у своих клиентов, не сможете выплачивать зарплату своим сотрудникам. Поэтому в данном контексте о пиратстве говорить не совсем логично. Если говорить о том пиратстве, с которым мы сталкиваемся, то это, я бы сказал, «пираты в белых перчатках». Зачастую это довольно крупные и серьезные лица. Так как наш актив — это интеллектуальная собственность, то мы сталкиваемся с проблемой, когда продаем компании пакет, в котором по договору должно быть сто пользователей. А предприятие начинает использовать этот продукт для тысячи пользователей. В данной ситуации они просто воруют. Это слово сюда как раз подходит. И, на мой взгляд, такое воровство должно серьезно наказываться законодательством — это такое же суровое преступление, такое же тяжелое, как взять и ограбить банк, или прийти в супермаркет и украсть телевизор.

— Что делает компания, если такое случается?

— У нас установлен нулевой уровень терпимости к подобным ситуациям. То есть если мы обнаруживаем, что у клиента больше пользователей, чем оговорено соглашением, то мы сначала стараемся решить эту ситуацию по-хорошему, то есть все вернуть к легальному статусу, но если не получается, используем все средства, стараемся задействовать любые способы для того, чтобы избежать таких ситуаций, и чтобы клиенты не воровали наш продукт.