Химическая атака под Дамаском, осуществленная 21 августа, стала настоящей неожиданностью для сирийской армии. Об этом корреспонденту The Independent на Ближнем Востоке Роберту Фиску рассказал его сирийский друг, который также работает журналистом.

По словам знакомого Фиска, он вместе с солдатами 4-й пехотной дивизии правительственной сирийской армии, которой командует брат президента Сирии Башара Асада Махер, в день атаки находился в населенном пункте Муадаммия, одном из пригородов Дамаска. Журналист утверждает, что в тот день производился мощный артиллерийский обстрел, но он не заметил использования отравляющего газа. По словам журналиста, правительственные войска сильно забеспокоились, когда увидели фотографии жертв химатаки по телевидению. Они испугались, что им самим придется воевать в опасных условиях, объяснил он.

Друг корреспондента британской газеты также сообщил, что после войны в Ливии в Сирию стало попадать контрабандное оружие, в частности, из России «Ливийцы не могут пока добывать нефть, но, определенно, могут экспортировать оборудование, которое осталось от режима Каддафи. Но это не означает, что на экспорт поступает и газ зарин, и что сирийское правительство поспешило им воспользоваться. До сих пор остается открытым вопрос: кто отдал приказ запустить ракеты с отравляющим веществом той ужасной ночью 21 августа», — сказал сириец.

Властям Сирии, считает знакомый британского журналиста, было бы выгоднее совершить такую атаку в Аллепо, где нет правительственной армии. «Почему в Дамаске? И почему газ не использовался в таких масштабах два года назад? И зачем его использовать, если результатом будет утилизация химоружия, которое входит в стратегическую систему обороны Сирии и может быть ею использована в случае вторжения со стороны Израиля», — добавил собеседник издания.

Другой источник The Independent в Сирии считает, что победителем во всей этой ситуации окажется Израиль. По его словам, даже в случае мирного исхода кризиса, тот факт, что Сирия лишится оружия, которое могло бы быть защитой в случае израильской атаки, сыграет на пользу давнему врагу Дамаска.

Сам Роберт Фиск не исключает, что армия Сирии применила химическое оружие 21 августа. К таким выводам он пришел после общения с членом семьи одного сирийского солдата, который пошел в армию после убийства боевиками его матери. По словам родственника военного, тот никогда не использовал газ, но если бы ему приказали, то он бы ни минуты не сомневался. «Он был бы рад отомстить тем, кто убил его мать», — сказал знакомый Фиска.