В последнее время эксперты нефтяного рынка все чаще стали говорить о возможности ценовой войны внутри ОПЕК. Основания для этого есть: в условиях падения спроса на нефть из-за глобального кризиса борьба за рынки неизбежно обостряется. В последние годы обвинения в несоблюдении квот чаще всего звучат в адрес Ирана. Тем более, представители этой страны подчас открыто заявляли о нарушении установленных объемов добычи. Представители же Саудовской Аравии неоднократно выражали в связи с этим свое возмущение. Но сегодня нарушение установленных квот вызывает тревогу не только у Эр-Рияда, потому что эта проблема способна вызвать серьезные трения внутри всего нефтяного картеля, и дело может дойти до ценовой войны.

По этому поводу министр нефтяной промышленности Анголы Жозе Ботельо де Вашконселос сделал следующее заявление: «Члены ОПЕК должны неукоснительно придерживаться принятых решений, в том числе касающихся объемов добычи нефти. На нашей организации, как и на других государствах-нефтедобытчиках, а также потребителях, лежит ответственность за стабильность на нефтяном рынке. Между тем невыполнение некоторыми членами организации согласованных решений может вызвать ценовое противостояние между госудаствами-участниками нефтяного картеля, а это грозит дестабилизацией рынка. Этого допускать нельзя, потому что последствия такого развития ситуации непредсказуемы. Хотя, конечно, ОПЕК не может брать всю ответственность только на себя».

У ангольского министра были основания для подобного высказывания. Опасения аналитиков начинают сбываться: в мае Иран, обогнав Саудовскую Аравию, стал поставщиком номер один сырой нефти в Китай. Его поставки выросли на 80% в годовом выражении и составили 727 тысяч баррелей в день. При этом представитель Иранской национальной нефтяной компании заявил, что ему о каких-либо дополнительных объемах поставок ничего не известно. Представители же китайской стороны утверждают, что полученные цифры могут быть результатом чисто технических проблем, например, перегрузки портов и сбоев в учете. Т

Впрочем, трейдеры полагают, что здесь дело в другом. Саудовская Аравия просто не в состоянии дать Китаю то количество тяжелой нефти, которое требуют его НПЗ: большинство действующих ограничений ОПЕК по добыче касается именно тяжелых сортов. Иран же, судя по всему, решил воспользоваться этой ситуацией, чтобы расширить сбыт и увеличить свои доходы. А от этого до ценовой войны один шаг, и он, может быть, уже сделан.

Вполне возможно, что, наращивая поставки нефти в Китай, Иран еще и демпингует, полагает аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков: «Все это скрыто коммерческими соглашениями между компаниями, поэтому точно сказать, кто и по какой цене продает, мы не можем. Но, тем не менее, исключить такой факт нельзя. Может быть и так, что Иран пошел на определенные скидки».

Ценовые войны в ОПЕК уже были во второй половине 1980-х. Стремясь остановить падение цен, Саудовская Аравия тогда резко сократила добычу. В результате, нефть обрушилась в три раза. Если предположения о нефтяном демпинге со стороны Ирана подтвердятся, ценовую войну в ОПЕК можно считать начавшейся.