Эксперты Национальной ассоциации институтов закупок пришли к выводу, что за первые 6 месяцев 2013 года в 50% размещенных на сайте zakupki.gov.ru сверхдорогих госконтрактов заказчики ограничивали конкуренцию, сообщает организация. Компания исследовала документацию 116 сверхдорогих госконтрактов на сумму свыше 1 млрд рублей и общей стоимостью более 258 млрд рублей.

Самым распространенным способом ограничения конкуренции, по данным ассоциации, стало непредоставление всех необходимых документов, что мешает потенциальному поставщику понять требования заказчика. Полный пакет документов отсутствовал в 32 заказах из исследованных 116, то есть примерно в 28% случаев.

Так, межрегиональная дирекция Росавтодора по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России разместила 6 госзаказов общей стоимостью более 15,8 млрд рублей, в каждом из которых комплект конкурсных документов был неполным, сообщают эксперты.

В пяти случаях (чуть более 4% от общего числа) заказчик указывал классификационный код продукции, не соответствующий предмету закупки, что создает проблемы для потенциального поставщика при поиске заказа на сайте. В трех случаях (более 2,5%) документы, касающиеся закупки, были разбиты на неоправданно большое число архивов. Например, Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Росавтодора разместило документы в 280 архивах.

Еще в трех случаях заказы были размещены с нарушением сроков подачи документов (на это давалось 15 дней вместо установленных законом 20), говорится в сообщении. В двух процедурах (более 1,7%), по данным экспертов, заказчики «забывали» конкретизировать направленность саморегулируемых организаций потенциальных поставщиков.

Также встречались и явные нарушения законодательства. Например, в тендере на реконструкцию участка автодороги в Щелковском районе Московской области Главное управление дорожного хозяйства по региону включило в проект госзакупки возможность заключить договор с любым подрядчиком без проведения конкурса при расторжении первоначального контракта, сообщают исследователи.

Также эксперты уличили госструктуры в формальном подходе к установлению начальной максимальной цены контракта и создании заказа под конкретного поставщика. Например, Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации в обосновании цены контракта ссылается на коммерческое предложение от одного производителя и его дистрибьютора и не указывает никаких других стоимостей аналогичных товаров. Эксперты сделали заказчику замечание, однако он проигнорировал их. Тогда специалисты пожаловались в ФАС, и ведомство оштрафовало закупочную комиссию.

Эксперты также отмечают некоторые позитивные изменения в области госзакупок. К ним относятся более качественная подготовка документации по сравнению с 2012 годом, использование типовой документации, а также создание особых структур — контрактных служб — для ведения сверхдорогих контрактов.

По итогам исследования эксперты Национальной ассоциации институтов закупок отправили на рассмотрение в ФАС материалы по нескольким тендерам, результаты одного из которых ведомство отменило.

В середине августа Счетная палата сообщила, что 70% особо крупных госконтрактов, подписанных в России с 1 июля 2011 года по 31 декабря 2012 года, были заключены с нарушением законодательства,