Обвиняемый в убийстве топ-менеджера Hitachi заявил, что слепнет в СИЗО
Срок ареста бизнесмену Андрею Шевякову, обвиняемому в организации и исполнении одного из самых громких убийств прошлого года — директора по развитию бизнеса российского представительства японского холдинга Hitachi Якова Фоминых, продлен до 14 ноября
Читать на полной версииСавеловский суд Москвы сегодня продлил до 14 ноября срок ареста бизнесмену Андрею Шевякову, обвиняемому в организации и исполнении одного из самых громких убийств прошлого года — директора по развитию бизнеса российского представительства японского холдинга Hitachi Якова Фоминых. В суде обвиняемый заявил о том, что после задержания он подвергся жестоким пыткам, в ходе которых из него якобы выбили признательные показания.
Кроме того, Шевяков настаивал, что в СИЗО он стремительно теряет зрение и через два месяца может ослепнуть. Однако суд эти доводы не убедили.
Под стражей до середины ноября остались и четверо предполагаемых соучастников предпринимателя.
Напомним, топ-менеджер российского отделения Hitachi Яков Фоминых был похищен около двух часов дня 11 декабря прошлого года у здания спецбатальона ДПС ГИБДД на улице Полины Осипенко. Туда Фоминых заманили злоумышленники, позвонив в полицию и сообщив, что на его Audi RS3 якобы было совершена авария и водитель автомобиля скрылся. В восемь часов вечера машина Фоминых была обнаружена сожженной и без номеров в дачном кооперативе «Автомобилист-2» в поселке Ржевск Солнечногорского района Подмосковья. Тело же Фоминых, которого перед смертью пытали, а затем сломали ему шею, и потом пытались сжечь, нашли в районе 29 км автодороги Торжок-Осташков в Тверской области, в овраге у обочины.
Круг подозреваемых
Спустя три месяца следствие очертило круг подозреваемых. Главное подозрение пало на 36-летнего владельца компании «Шадис Авто» (ей принадлежит парк маршрутных такси — BFM.ru) Андрея Шевякова. Его бывшая жена когда-то училась с Фоминых в школе. 6 марта суд санкционировал его арест. Следствие пришло к выводу, что именно Шевяков заказал и лично принял участие в похищении и расправе с Фоминых, заплатив подельникам 150 тысяч рублей. Коммерсант, по мнению следствия, желал завладеть 2 млн евро, которые находились на счетах погибшего в кипрских банках. Следователи полагают, что от Фоминых требовали пароли к файлам, хранившимся в его планшетном компьютере. В качестве соучастников Шевякова по делу проходят еще пятеро человек.
По версии следствия, это уроженцы Украины, братья Даниил и Кирилл Руфорные, их приятель Дмитрий Коняев, некий Денис Бордун а также партнер Андрея Шевякова по бизнесу Сергей Корнеев. С последним Шевяков владел в равных долях фирмой по ремонту мебели «Аледант Арт». Четверо фигурантов арестованы, а пятый — Денис Бордун — объявлен в международный розыск.
После задержания братья Руфорные стали сотрудничать со следствием. В результате им и Андрею Шевякову вменили еще одно аналогичное похищение и убийство. 1 октября 2012 года москвича Михаила Ботникова также как и Якова Фоминых вывезли на автомобиле на окраину города и там пытали, а затем попытались сжечь заживо. С ожогами 75% частей тела Ботников умер через несколько дней в больнице, произнеся фамилию Шевякова.
Что же касается Андрея Шевякова, то он после задержания вначале сознался в убийстве Якова Фоминых, однако затем отказался от признательных показаний.
«Особо активная роль»
В среду суд рассмотрел ходатайство Следственного управления по Северному округу столицы о продлении ему срока ареста.
Настаивая на дальнейшем нахождении обвиняемого в СИЗО, следователь Анна Крехова сообщила, что сроки расследования по делу продлены до 14 ноября. До этого времени планируется провести большой объем следственных действий, в частности, стационарную психолого-психитатрическую экспертизу состояния здоровья Шевякова.
«Шевяков обвиняется в совершении нескольких особо тяжких преступлений, в которых у него была особо активная роль», — подчеркнула следователь Крехова.
Она поделилась опасениями, что, оказавшись на свободе, обвиняемый может скрыться, оказать давление на свидетелей или связаться с находящимся в международном розыске соучастником, «согласовав с ним позицию».
Крехова передала суду справку из СИЗО №5 о том, что обвиняемый по состоянию здоровья может содержаться под стражей.
Прокурор ходатайство следствия поддержала.
«Ну и коррупция! — возмутился, ознакомившись со справкой Шевяков. — Вчера меня обследовал врач, который сказал, что если я в течение месяца не лягу на лечение, то через два месяца я стану слепым».
Его четверо адвокатов настаивали на переносе слушания, утверждая, что представленная следователем справка от 20 августа устарела. По их словам, более свежее обследование показало, что у их подзащитного имеется заболевание, которое препятствует его содержанию под стражей, а именно глоукома 2-й степени.
«Я получала справку сегодня из рук начальника медсанчасти, который ничего не сказал об обследовании», — возразила следователь.
В результате просьба о переносе заседания до получения свежих результатов медобследования была отклонена.
Адвокаты Шевякова просили ходатайство следствия не удовлетворять. Они утверждали, что предъявленные их клиенту обвинения голословны, и оснований для нахождения бизнесмена в СИЗО нет. Защитники просили избрать их клиенту любую иную меру пресечения, не связанную с лишением свободы. В качестве альтернативы защитники, в частности, предлагали поместить Шевякова под домашний арест.
«Предъявленное Шевякову обвинение является надуманным, а уголовное дело против него — заказом. И вместо того, чтобы искать истинных виновников убийства этого несчастного Якова Фоминых, следствие пытается притянуть к этому делу нашего подзащитного!», — возмущалась защитница обвиняемого Оксана Михалкина.
«А если Шевяков ослепнет в СИЗО или с ним случится что-то похуже? Кто за это будет отвечать?»,— вторила ей другая адвокат бизнесмена Ирина Быханова.
Защитники обратили внимание суда на то, что их клиент является гражданином России, имеет постоянное место жительства в Москве, стабильный заработок, у него на иждивении находятся двое несовершеннолетних детей и престарелые родители, а его загранпаспорт изъяли следователи.
Девять страниц о «пытках»
Шевяков же в суде зачитал девятистраничное заявление. В нем говорилось о том, что после его задержания в ночь на 5 марта он подвергся «жестоким пыткам» со стороны представителей полиции (вначале дело расследовало МВД до передачи его Следственному комитету). В результате он вынужден был оговорить себя.
В частности, по утверждениям коммерсанта, его ступни ног кололи иглами, заранее вбитыми в деревянную доску, его мучители забрали у него 500 тысяч рублей, машину Infiniti QX56, стоимостью 5 млн рублей, банковские карточки. «Я подписал протокол допроса подозреваемого 5 марта 2013 года в связи с причинением мне физических и нравственных страданий, которые более уже не мог выносить», — заявил обвиняемый.
Он пытался убедить суд, что давший на следствии против него некие признательные показания Сергей Корнеев его оговорил. По версии Шевякова, на то у его партнера была причина — он всеми силами не хотел выплачивать ему дивиденды и «стартовый капитал» в размере 28 млн рублей, который был выдан ему на развитие бизнеса фирмы «Аледант Арт».
«Прощу изменить мне меру пресечения. У меня нет криминального прошлого. Я невиновен и поэтому со мной поступили так грубо», — заявил Шевяков.
Он отметил, что ни одна из 16 проведенных по делу экспертиз не подтвердила его причастность к преступлениям. «На сегодняшний день по мне одна болтовня, простите Анна Сергеевна!», — повернулся Шевяков к следователю и вновь обратился к судье: «Уповаю на вас, чтобы вы рассудили грамотно и непредвзято. Я в СИЗО потерял 21 кг, и не знаю, сколько еще потеряю. А мне говорят, что это адаптация. Если через два месяца я с палочкой вновь приду к вам, вам будет стыдно, что вы не прислушивались к доводам моих адвокатов».
Однако суд счел доводы следствия обоснованными и продлил Шевякову срок ареста до конца следствия. Вслед за ним суд оставил в СИЗО и других четверых фигурантов, в том числе Сергея Корнеева.
Защита пожалуется в Мосгорсуд
Защищающий его адвокат Михаил Перцев сообщил BFM.ru, что его клиент признает вину лишь частично. По словам защитника, Корнеев не отрицает, что он по просьбе Шевякова звонил в ГИБДД, представившись владельцем автомобиля Kia, в который якобы врезался Audi Фоминых. За это Шевяков обещал простить ему финансовые обязательства. «Однако о готовящемся убийстве он ничего не знал», — утверждает адвокат. По его мнению, в этой связи действия Корнеева следует трактовать по менее тяжкой статье как «заранее не обещанное укрывательство преступления» (ст. 316 УК).
Он и адвокаты Андрея Шевякова заявили о намерении обжаловать решение суда в Мосгорсуде в трехдневный срок. «Сегодняшнее решение — это просто гибель судебной системы. Судья проигнорировал нормы международного права, которые запрещают содержать людей в условиях, угрожающих их жизни и здоровью. Мы надеемся, что Мосгорсуд изменит Шевякову меру пресечения и позволит пройти ему курс необходимого лечения», — сказала Оксана Михалкина.