На процессе по делу «аптечного стрелка» Дмитрия Виноградова, застрелившего прошлой осенью в офисе компании «Ригла» шестерых человек и ранившего одного, сегодня дали показания несколько свидетелей трагедии. Один из очевидцев, Владимир Багдасарян, сообщил, что убийца был вооружен до зубов и успел использовать лишь малую часть патронов.

Однако прежде чем приступить к допросу свидетелей, суд приобщил к материалам дела иск одной из потерпевших. Олеся Третьякова, у которой в «Ригле» погиб муж, сотрудник компании Антон Третьяков, потребовала взыскать с Виноградова компенсацию морального вреда в размере 2 млн рублей. На прошлом же заседании, 15 августа, иск к подсудимому на сумму 1,5 млн рублей предъявила другая пострадавшая — Оксана Моисеева, муж которой приехал в день трагедии устраиваться на работу в «Риглу». Таким образом, общая сумма предъявленных исков к Виноградову составила 3,5 млн рублей.

К рассмотрению громкого уголовного дела суд приступил 14 августа. Тогда представший перед судом 28-летний юрист «Риглы» Дмитрий Виноградов признал вину в убийстве шести и покушении на убийство одного человека, но заявил, что «не совсем мог контролировать себя», когда расстреливал коллег.

На сегодняшнее заседание Мосгорсуда приехали шестеро свидетелей обвинения. В их числе были и двое из трех сотрудников «Риглы», которые прибежали на крики коллег и смогли скрутить убийцу.

«В этот день я находился на работе случайно», — начал свой рассказ бывший сотрудник службы безопасности Владимир Багдасарян. Он рассказал, что обычно занимался проверкой аптек компании «Ригла», но утром 7 ноября 2012 года он заехал в офис фирмы на Чермянской улице, чтобы забрать документы.

«После 9.30 утра раздались выстрелы. Мы подумали, что это какие-то ремонтные работы ведутся и что-то уронили. Затем через несколько минут раздались несколько хлопков и истеричный крик», — продолжил Багдасарян. Он увидел, как из финансового отдела, расположенного в комнате №400, с криком о помощи выбежала его сотрудница Анна Казникова. Багдасарян бросился на помощь вслед за ведущим специалистом компании Сергеем Новиковым. Вместе с еще одним сотрудником, начальником финотдела Юрием Марченко, им удалось скрутить злоумышленника: при помощи брючного ремня и скотча ему связали руки и ноги.

Убийца оделся на работу как на войну

«Мы подумали, что это инкассатор. На нем была черная форма, руки в черных перчатках, на ногах были огромные «берцы», а на голове шапка с прорезями для глаз», — рассказал Багдасарян.

По словам свидетеля, злоумышленника смогли опознать, лишь когда с головы сорвали шапку-маску. «Он вел себя агрессивно. Пришлось немного попыхтеть. Я даже хотел дать ему по голове его же ружьем, — признался свидетель. — Но Новиков сказал, чтобы я не трогал оружие руками».

«Я много лет прослужил на флоте, видел много трупов, но картина была ужасающая», — описывал Багдасарян. Отметим, что во время бойни в «Ригле» пятеро человек погибли на месте, еще один умер в НИИ им. Склифосовского, одна девушка выжила.

«Он был обычной серой мышкой, офисным планктоном», — охарактеризовал подсудимого сотрудник службы безопасности. Багдасарян высказал мнение, что на преступление Виноградов пошел, «насмотревшись стрелялок».

Читайте также: «Аптечный стрелок» отправился под арест по доброй воле

Безответная любовь

Между тем, работавший в фирме юристом 28-летний Дмитрий Виноградов во время ареста признавался, что пошел расстреливать своих сослуживцев из-за безответной любви к 26-летней сотруднице финансового отдела Анне Казниковой, а когда та давала показания в суде, потребовал, чтобы конвой его застрелил. Сама девушка, выступая в суде 15 августа, рассказала, что вначале общалась с молодым человеком по работе, потом он стал за ней красиво ухаживать, но позже стал ее оскорблять, а на 8 марта даже присылал открытку с кровавой розой. Казникова стала бояться и избегать поклонника и сообщила о его неадекватном поведении в службу безопасности и руководству. Но там лишь посоветовали не обращать внимания на поступки влюбленного.

О характере взаимоотношений Дмитрия Виноградова с Анной Казниковой Владимир Багдасарян пояснить ничего не мог.

«Он шел расстреливать не только финансовый отдел»

При этом он заверил суд, что во время убийства своих коллег юрист выглядел вполне адекватным. «Он все делал осознанно, я уверен в этом на 200%», — заявил свидетель. Багдасарян сообщил, что когда он и двое сотрудников «Риглы» задержали Виноградова, вооруженного карабинами Сайга и Benelli, то оказалось, что тот был буквально обвешан рожками c патронами, в каждом из которых было по 12 штук. «Рожки были на животе, ногах, руках. Он был весь обвязан ими!» — рассказал свидетель.

По мнению Багдасаряна, убийца вовсе не собирался останавливаться и использовал лишь 3 или 4% боеприпасов. «Он шел, как я понял, расстреливать не только финансовый отдел», — заявил свидетель.

В ходе допросов свидетелей выяснилось, что на входе в офис фирмы багаж сотрудников компании, которые часто ездили в командировки и приходили на работу с чемоданами, никто не досматривал. Работа охранников фактически сводилась к тому, чтобы в здание не проходили посторонние, а сотрудники не выносили офисное имущество. Поэтому, когда утром 7 ноября 2012 года Виноградов явился на работу с большим походным рюкзаком, в котором он спрятал оружие, его багаж не вызвал подозрений. Охране же Виноградов объяснил, что собрался в Карпаты.

Расстройство, не исключающее вменяемости

Происшествие, случившееся в офисе «Риглы», вызвало большой общественный резонанс не столько из-за большого количества погибших, сколько из-за того, что перед тем как идти убивать своих коллег, юрист опубликовал на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» манифест. В нем молодой человек называл людей «раковой опухолью» планеты и писал о том, что ненавидит «бессмысленность человеческой жизни».

Во время следствия экспертиза признала, что Виноградов в момент совершения массового убийства страдал психическим расстройством, которое, впрочем, не исключало его вменяемости.

Читайте также: «Русского Брейвика» не станут помещать в психбольницу

Виноградова обвинили в умышленном убийстве двух и более лиц (часть 2-я ст. 105 УК РФ). Ему грозит наказание вплоть до пожизненного лишения свободы.

Процесс продолжится завтра, 28 августа.