Калийная война с Минском вступила в острую фазу
Перерастет ли ситуация вокруг «Уралкалия» в жесткий политический конфликт с участием первых лиц России и Белоруссии?
Читать на полной версииВ Минске в понедельник был арестован на 2 месяца гендиректор «Уралкалия» и одновременно глава Наблюдательного совета Белорусской калийной компании (БКК) Владислав Баумгертнер. Ему назначен белорусский адвокат. По белорусским законам ему грозит до 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Читайте также: В Минске задержан глава «Уралкалия»
Баумгертнер прилетел в Минск на встречу с премьер-министром Михаилом Мясниковичем, провел переговоры, а в аэропорту при вылете был задержан. Теперь российскому топ-менеджеру светит 10 лет за подготовку в буквальном смысле «мирового экономического заговора». По версии белорусского следствия, Владислав Баумгертнер с группой подельников еще три года назад придумал сценарий, чтобы в целях личного обогащения уронить мировые цены на калийное сырье. Этим они якобы нанесли вред экономике Белоруссии, а также производителям по всему миру. Прорабатываются и связи владельца «Уралкалия» Сулеймана Керимова.
Наблюдатели ситуацию называют калийной войной: российского менеджера попросту заманили в Минск и взяли в заложники. Скорее всего, Москве предлагается в обмен на его свободу возобновить работу совместного с «Уралкалием» белорусского предприятия.
«Арест Баумгертнера — это симметричный ответ Лукашенко на действие человека, который решил играть свою игру с белорусским государством. Белорусские власти признают, что последствия для «Беларуськалия» будут серьезные. Ежегодные потери могут составить до 1 млрд долларов», — считает глава белорусского научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.
На постсоветском пространстве столь высоких руководителей российских компаний никогда раньше не задерживали. Правда, ситуация для Белоруссии крайне острая. «Уралкалий», действительно, обрушил цены на сырье. Когда компания вышла из совместного предприятия с Белоруссией, последняя лишилась, как считается, до 10 процентов валютных поступлений.
Впереди нас ждет очередное политическое обострение с ближайшим союзником, считает российский политолог Константин Симонов.
«Решение Лукшенко является вызовом лично Путину. Что тот будет делать в этой ситуации, сказать сложно. Отношения двух лидеров не такие однозначные. Не секрет, что Путин недолюбливает Лукашенко. Тот отвечает ему взаимностью. Он никак не может смириться с преимуществами своего российского коллеги. Он крайне озабочен также тем, что Россия активно склоняет Белоруссию к продаже ее последних рентабельных активов».
Белорусская экономика практически полностью зависит от российской, а Александр Григорьевич давно уже стал нерукопожатным лицом в Европе. И наказать союзника не составит труда для российской власти. Но вот только Лукашенко всегда считался неудобным, но все-таки своим политиком. Для российских властей хуже будет, если его место займет кто-нибудь другой и непредсказуемый.
Ну а топ-менеджер, скорее всего, не будет сидеть. Вряд ли союзник окажется столь кровожадным.