Синдром Пикалево
Перекрытие дорог, примененное в Пикалево, оказалось примером для подражания. 23 июня рабочие завода из Богдановичей Свердловской области пытались перекрыть трассу, но были остановлены милицией. Кроме того, на десятках заводов ожидают приезда Путина
Читать на полной версииПерекрытие дорог, примененное в Пикалево, оказалось примером для подражания. 23 июня рабочие завода из Богдановичей Свердловской области пытались перекрыть трассу, но были остановлены милицией. Кроме того, на десятках заводов ожидают приезда Путина.
Утром 23 июня 2009 года в городе Богдановиче Свердловской области взбунтовались рабочие местного фарфорового завода. Более 100 сотрудников предприятия — в основном, женщины — планировали перекрыть федеральную трассу Екатеринбург — Тюмень, но были остановлены местной милицией. Акция протеста, пресеченная силовиками, была вызвана остановкой мощностей завода после отключения газоснабжения. Известно, что ее планировалось провести еще во время саммитов ШОС и БРИК в Екатеринбурге.
Как сообщили агентству «Уралинформбюро» в ГУВД Свердловской области, завод задолжал поставщику газа — ЗАО «Уралсевергаз» — более 40 млн рублей. Сегодняшнее перекрытие газопровода, снабжающего завод и его котельную, стало седьмым по счету — 6 предыдущих заканчивались для «Уралсевергаза» неудачно. Теперь же прекратить подачу газа поставщику помогли сотрудники ЧОП.
«Перекрытие задвижки произошло в 10.20, а уже в 11.00 в УВД Богдановича объявили общий сбор личного состава. В 11.05 объявили сбор и в прилегающих к Богдановичу райоделах», — отметила «Уралинформбюро» исполняющий обязанности пресс-секретаря ГУВД Нина Пелевина. По ее словам, 102 сотрудника остановившегося предприятия планировали выйти на трассу и перекрыть движение, однако были остановлены за 400 метров до автодороги.
Успокаивать бунтующих прибыли заместитель Свердловского облпрокурора Олег Любимов и замначальника ГУВД Александр Первухин, предупредившие митингующих об ответственности — от 100 тысяч рублей штрафа до 4 лет лишения свободы.
К 16.00 мск «Уралсевергаз» подал газ на фарфоровый завод.
Напомним, что аналогичный метод борьбы рабочих — перекрытие федеральной трассы — впервые со времени начала кризиса был применен в Пикалево 2 июня. Тогда местные жители — сотрудники градообразующих предприятий перекрыли трассу Новая Ладога — Вологда, требуя решить проблему безработицы и задолженности по зарплате. Автомобильная пробка из-за этого растянулась на 428 км. По приказу «сверху» милиция и ОМОН не препятствовали блокированию трассы.
А 4 июня в Пикалево прибыл премьер-министр Владимир Путин, чтобы лично на месте разрешить ситуацию.
Пикалевский метод «обращения к власти», похоже, становится примером для десятков других российских заводов, попавших в затруднительное положение.
Так, 12 июня несколько сотен сотрудников ОАО «Эльбрустурист» и ОАО «Канатные дороги Приэльбрусья» перекрыли автодорогу близ поселка Эльбрус в Кабардино-Балкарской республике (КБР). Их требования носили экономический характер (повышение зарплаты и запрет на сокращение работников). К протестующим приехали председатель правительства КБР Андрей Ярин и президент КБР Арсен Каноков. Обоим чиновникам пришлось некоторую часть пути идти пешком до протестующих.
А 22 июня визита премьера Путина ожидали сразу на нескольких десятках предприятий Алтайского края, в первую очередь — на остановленном заводе «Алттрак». Как и в Пикалево, рабочие «Алттрака» также грозились перекрыть автодорогу. Однако перед самым приездом Путина на Алтай местная власть пообещала, что она в ближайшее время решит проблемы рабочих этого и других заводов.
В итоге Владимир Путин вчера посетил на Алтае только краевую клиническую больницу и строящийся федеральный Центр высоких технологий травматологии.
Вчера же более 400 рабочих крупнейшего сибирского производителя аккумуляторов ЗАО «Кузбассэлемент» перекрыли центральную улицу города Ленинск-Кузнецк. Работником заработная плата не выплачивается более 10 месяцев.
Продолжаются в России и более традиционные методы борьбы рабочих за свои права. Так, 23 июня выросло число голодающих в Северомуйске республики Бурятии. Сегодня к 30 голодающим рабочим присоединились еще 16. Они протестуют против урезания зарплат и сокращений работников.
Голодающие разбили палаточный лагерь возле железнодорожного тоннеля. Вчера местная милиция выписала каждому из них штраф в 1000 рублей.
Сегодня же председатель Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков заявил, что осенью может возобновиться рост безработицы. «Если не будет реальных кредитов, предприятия будут закрываться. Уже сейчас растут долги по зарплате», — добавил он.
Начальник аналитического отдела ВЦИОМ Леонтий Бызов в интервью BFM.ru отметил, что ситуация в Богдановичах не стала чем-то необычным: «Всю зиму население России, несмотря на ухудшение социально-экономической ситуации, надеялось на улучшение, которое наступит ближе к лету. Плюс к этим ожиданиям, люди имели некоторые сбережения, которые позволяли пережить кризис. Но сейчас ситуация перешла в другую стадию, люди поняли, что улучшение не наступает. Если человек знает, что черная полоса закончится, то находит в себе силы ее пережить. Но наступает момент и становится понятно, что само собой ничего не наладится. Чтобы уровень жизни оставался прежним, нужно предпринимать решительные действия — менять профессию, уезжать в другой город и т.д. А люди к этому не готовы. Пикалево и дальневосточный Светлогорск стали первыми ласточками, и продолжения последуют. И Богдановичи не станут единственным городом в Свердловской области, где ситуация накаляется. В области много промышленных предприятий, где ситуация критическая, а климат на Урале такой, что жить продукцией с личного огорода невозможно».
По мнению Бызова, внимание властей к ситуации в Пикалево, приезд в город премьер-министра Владимира Путина дает надежду всем протестующим на то, что любая громкая акция не останется без внимания. Но выход из ситуации нужно искать не в том, чтобы проявить внимание к митингующим и наказать собственников.
«Это кризис системный, — продолжает аналитик, — и передачей предприятий в государственное управление или другим собственникам проблему не решить. Такая ситуация сложилась из-за системных ошибок, допущенных в 90-е при приватизации госсобственности. На примере Пикалево и Богдановичей мы видим, что собственник не несет никакой ответственности за происходящее, а в Светлогорске собственника вообще не могли найти несколько месяцев, хотя предприятие имеет стратегическое значение для страны, это один из немногих заводов по производству вольфрама. То есть налицо неуравновешенность прав и обязанностей собственника. Выход может быть в том, чтобы переприватизировать предприятия в моногородах и законодательно прописать ответственность собственника», — так эксперт видит решение социальной части проблемного вопроса.