Николай Цехомский, ВТБ: «Худшую точку мы еще не прошли»
В эксклюзивном интервью радиостанции Business FM финансовый директор ВТБ Николай Цехомский рассказал о том, почему банк отказался от размещения еврооблигаций
Читать на полной версииГруппа ВТБ отказалась размещать еврооблигации. Рынок ждал эмиссии, в деловых кругах говорили, что ВТБ предполагал выпустить бумаги на сумму до 2 миллиардов рублей со сроком обращения до семи лет. Но в понедельник глава ВТБ Андрей Костин объявил, что размещения не будет.
В эксклюзивном интервью радиостанции Business FM финансовый директор ВТБ Николай Цехомский рассказал о том, почему банк отказался выйти на кредитный рынок.
— Насколько известно, ВТБ уже провел Road Show, и все было готово. Почему в последний момент банк все-таки отказался от размещения еврооблигаций?
— Наверное, надо сделать шаг назад и объяснить, что ВТБ — один из наиболее активных эмитентов долговых ценных бумаг в России. Как минимум, два раза в год мы проводим встречи с ключевыми долговыми инвесторами, чтобы понять перспективы предложений, конкретной сделки, конкретного инструмента. Цели таких Road Show — изучение спроса, изучение аппетита инвестора к российскому рынку, в частности, его отношения к риску ВТБ, риску России в целом, поэтому, естественно, часто эти встречи заканчиваются сделками, но они не обязательны. То есть в первую очередь мы должны понять и оценить ту конъюнктуру рынка, которая имеется в настоящий момент. В нашем случае, мы вышли на рынок, скажем так, померить температуру.
— Температура оказалась высокой?
— Да, потому что, в принципе, можно сказать, что есть некая боль от колебаний рынка CDS. И в ситуации с расширением спрэдов, которые были в сентябре-октябре 2008 года, тоже очень большая боль. Остаточная память у инвесторов имеется, и поэтому они ожидают определенную премию.
— Если говорить о долгах, какой сейчас уровень «плохих долгов»?
— Тут в первую очередь надо определиться с понятием «плохие долги». Есть стандартные параметры, по которым мы определяем: «плохие долги» — это долги, которые просрочены более одного дня. И вся сумма, просроченная более одного дня, и кредиты, которые молчат более 90 дней. Поэтому, если говорить о таких долгах и ожиданиях резервов на конец года, то мы эту цифру уже объявляли — примерно 8% от кредитного портфеля банка на конец года.
— С «плохими активами» будет работать новая дочка ВТБ — «ВТБ-Долговой центр»?
— Так говорить не совсем корректно. В первую очередь более активная работа с «плохими долгами», конечно, подразумевает возможность их передачи долговому центру. Он представляет собой некую команду по возврату долгов, в которую войдут специалисты, в частности, юристы. Они занимаются производством этих дел, естественно, в разных регионах. Будут решать большое количество различных ситуаций, обеспечат более фокусную работу с «плохой» просроченной задолженностью.
— На ваш взгляд, на кредитном рынке мы худшую точку уж прошли или она все еще впереди?
— Рынков много, они разные. Я бы сказал, что надо разделять рынок ценных бумаг, разделять ситуацию на искусственном и реальном рынке. Я считаю, мы точку еще не прошли, потому что еще видим серьезнейший спад экономик, в том числе нашей. Поэтому ожидаются ухудшения, я думаю, что осенью этого года. Как минимум.