В 2011 году находящийся у власти в Египте Хосни Мубарак мог спасти свое положение, открыв огонь. Но он такой приказ отдавать не стал. Революции в Египте традиционно мирные.

Так было, например, в 1952-м году, когда монархия стала республикой. Да и два года назад протесты не переросли в вооруженное противостояние и гражданскую войну. В столкновениях тогда по разным данным погибли от 300 до почти 1000 человек. Но, по сути, это были обычные уличные драки, правда с применением камней, арматуры и коктейлей Молотова. Восточную экзотику добавляли сторонники Мубарака на верблюдах со спутниковыми тарелками в качестве щитов.

Но в этот раз в дело вмешалась армия. Солдаты и полицейские стреляют в братьев-мусульман. Мнением о том, чем может закончиться эскалация, поделился с Business FM профессор кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ Григорий Косач:

«Всю будет зависеть от ситуации в правительстве Египта, насколько оно выдержит сегодняшнюю ситуацию. Раскол в египетском правительстве сегодня очевиден. При этом вариант развития событий в направлении гражданской войны и уж, во всяком случае, к еще большей дестабилизации внутри страны очевиден. Тенденция такого развития событий видна невооруженным глазом».

Внешние силы пока в конфликт не вмешиваются. Сторожа демократии США, как и другие страны, призывают решить конфликт политическим путем. Движение «Хамас» сохраняет нейтралитет и с негодованием отвергает предположения о попытках влияния на ситуацию в Египте.

Хотя в «Хамасе» и уточняют, что между их организацией и братьями-мусульманами есть культурные и идеологические связи. А вот у соотечественников исламисты с некоторых пор популярностью не пользуются, утверждает ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Филоник:

«Основная масса народа считает себя обманутой и братьев-мусульман не поддерживает. Та же самая ситуация и в Сирии. Говорили, что народ против кровавого режима, а режим стоит. Если бы народ был бы против, а режим кровавым — его давно бы уже не было. А сейчас общественное мнение в Сирии фактически полностью повернулось в сторону Асада. Я думаю, та же ситуация и в Египте. Египтяне оказались очень политизированными людьми, понимающими ситуацию и вокруг и внутри страны. Они смотрят, что происходит в Сирии, и делают для себя выводы».

И власти и оппозиция Египта прекрасно понимают, что гражданская война обрушит экономику Египта. Туристическая отрасль, которая некогда приносила стране 15% прибыли, уже терпит убытки. Туристы массово эвакуируются с курортов Красного моря.

Но братья-мусульмане заявляют, что уже не могут контролировать гнев оппозиции и предсказать чем закончатся столкновения. Конечно, армия сильнее. И все-таки в ответ на пули и слезоточивый газ исламисты отвечают не камнями и арматурами, а стрельбой из боевого оружия.