Британский телекоммуникационный гигант BT планирует «одолжить» своих сотрудников конкурентам на срок от месяца, сообщает газета The Times. Такая мера позволит избежать вынужденных сокращений.

Представитель BT сообщил Times, что такие планы пока на самой начальной стадии проработки. О каких именно «национальных и нишевых компаниях» идет речь, не сообщается, так как это конфиденциальная коммерческая информация.

BT, вероятно, станет первой корпорацией, которая предоставит свой кадровый ресурс конкурентам. В связи с таким шагом возникает вопрос о конфиденциальности и возможных утечках коммерческой тайны. Между тем, источники в отрасли утверждают, что работники, о которых идет речь в данном случае, скорее всего, не располагают какой бы то ни было информацией, кроме слухов из курилки. В любом случае, с юридической точки зрения в период работы сотрудника у конкурентов соблюдение соглашений о конфиденциальности контролировать невозможно, поясняет Стивен Браун (Stephen Brown), партнер юридической компании Latham and Watkins, специализирующийся на занятости и компенсациях.

Такая инициатива, предусмотренная в рамках программы сокращения издержек, дает BT возможность удержать своих сотрудников в штате во время рецессии. Это подчеркивается в составленном BT соглашении с профсоюзами. В документе говорится, что изначально назначение на работу в других компаниях будет добровольным, но если желающих окажется меньше, чем необходимо, распределение будет проводиться в обязательном порядке.

Для сотрудника, участвующего в схеме, стаж в BT не прерывается, участие в корпоративной пенсионной программе также сохраняется. При этом зарплату ему перечисляет новая компания, что позволяет BT сократить расходы по платежной ведомости.

BT, которая в прошлом году сократила численность персонала на 15 тысяч человек, в марте заявила, что в течение 12 месяцев ликвидирует еще 5 тысяч мест на постоянных штатных должностях и 10 тысяч позиций по контрактам и агентским договорам. Причем BT — не единственная компания, которой пришлось радикально пересмотреть кадровую политику в условиях кризиса.

Так, на прошлой неделе руководство авиаперевозчика British Airways обратилось к сотрудникам с просьбой помочь компании в «борьбе за выживание» и поработать бесплатно от недели до месяца либо уйти в отпуск без компенсации. В мае на предложение о неоплачиваемых отпусках продолжительностью от месяца до года или переходе на сокращенный рабочий день откликнулись более тысячи сотрудников (всего в штате 40 тысяч человек). На этой неделе представитель British Airways сообщила, что «более 3 тысяч человек» — то есть еще плюс 2 тысячи — добровольно согласились в той или иной форме принять участие в программе сокращения издержек. При этом она не сообщила, сколько из них согласились работать бесплатно. Со своей стороны, исполнительный директор British Airways Уилли Уолш (Willy Walsh) отказался от зарплаты за июль. Работники могут определиться до следующей среды, 24 июня.

Ранее консалтинговая компания KPMG предоставила возможность своим сотрудникам уйти в отпуск продолжительностью от четырех до 12 недель с оплатой в размере 30% оклада либо перейти на четырехдневную рабочую неделю с соответствующим сокращением зарплаты на 20%.

Автопроизводители первыми стали искать альтернативы сокращению штата. Honda на четыре месяца остановила завод в Свиндоне и объявила о снижении зарплаты после возобновления работы на 3%.

Браун выделяет две причины, по которым компании сегодня более активно, по сравнению с началом 1990-х, пытаются искать альтернативы сокращению штата. Первая в том, что компании гораздо лучше отдают себе отчет в том, насколько дорого обходятся увольнения. «Сокращение сотрудника зачастую может стоить шести-девяти окладов, — комментирует Браун в интервью Times. — Это недешево и это крайний вариант».

Вторая причина, по мнению Брауна, в «дефиците высококвалифицированных кадров», ведь организациям трудно найти сотрудников с необходимыми навыками: «Компаниям не хотелось бы терять хороший персонал и, пока не начнется подъем, лучше сокращать расходы другими способами».