Ходорковскому и Лебедеву снизили срок на два месяца
Верховный суд подкорректировал приговор по второму делу бывших совладельцев ЮКОСа
Читать на полной версииВерховный суд сегодня снизил на два месяца — с 11 лет до 10 лет и 10 месяцев лишения свободы срок, назначенный Хамовническим судом Москвы бывшим акционерам ЮКОСа Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву. При этом сам приговор вышестоящая инстанция признала законным. Таким образом, Лебедев освободится в мае, а Ходорковский в августе 2014 года.
На сегодняшний день Платон Лебедев отсидел 10 лет и 1 месяц, а Михаил Ходорковский — 9 лет и 10 месяцев колонии.
Защитники осужденных Вадим Клювгант Владимир Краснов и Алексей Мирошниченко настаивали на отмене приговора и прекращении дела в связи с отсутствием состава преступления в действиях их подзащитных. Адвокаты требовали немедленного освобождения осужденных.
В заседании Верховного суда России 50-летний Михаил Ходорковский, отбывающий срок в колонии карельского города Сегеж, участвовал при помощи телеконференцсвязи. Поддержать его в суд пришли родители Марина Филипповна и Борис Моисеевич, наблюдавшие за сыном на экране монитора.
Платон Лебедев, отбывающий наказание в городе Вельск Архангельской области, в процессе решил не участвовать, доверившись адвокатам.
Изложив содержание поданной жалобы, судьи предоставили слово заявителям. Первым взял слово Михаил Ходорковский.
За что осудили экс-совладельцев ЮКОСа
27 декабря 2010 года Хамовнический суд Москвы приговорил экс-главу ЮКОСа и его делового партнера, бывшего руководителя Международного финансового объединения «Менатеп» Платона Лебедева к 14 годам лишения свободы. Оба были признаны виновными в хищении в 1998 – 2003 годах 218,7 млн тонн нефти дочерних предприятий ЮКОСа на общую сумму в 824,1 млрд рублей и отмывании преступных доходов (статья 160 и 174.1 УК РФ). В мае 2011 г. Мосгорсуд уменьшил им наказание на год.
С жалобой в Верховный суд России адвокаты Ходорковского и Лебедева обратились в феврале 2013 года. Эта была уже вторая попытка добиться отмены приговора. В первый раз защитники подали надзорную жалобу в высшую судебную инстанцию страны за год до этого, настаивая на том, чтобы ее рассмотривал именно Верховный суд. Однако она была перенаправлена в президиум Мосгорсуда, который в декабре 2012 г. в очередной раз подтвердил законность приговора, но снизил осужденным сроки с 13 до 11 лет в связи с внесенными в УК РФ поправками, которые смягчили наказание за легализацию имущества. Тогда же из приговора была исключена причастность подсудимых к отмыванию каждым из них 2,7 млрд рублей.
Поскольку бизнесмены находятся под стражей с 2003 г., они должны были выйти на волю в 2014 г. — Лебедев в начале июля следующего года, а Ходорковский — в конце октября.
Это был уже второй приговор бизнесменов. В 2005 г. по решению Мещанского суда Москвы они были осуждены каждый на 8 лет заключения за мошенничество, причинение имущественного вреда, уклонение от уплаты налогов с организации (ст. 159, 165, 199 УК) и другие преступления.
Подсудимые никогда не признавали вину, утверждая, что их преследуют по политическим мотивам.
«Недостойная суета»
Михаил Ходорковский сегодня вновь озвучил тезис о политическом характере преследования.
«Начиная с «дела ЮКОСа» в нашей стране прокуратура, а потом и Следственный комитет стали наряду с телевидением элементом внутренней политики — идет ли речь о выборах, о хозяйственных делах или даже о взаимоотношениях в области веры, слова «возбуждено уголовное дело» - ключевые», — начал он свое выступление.
По мнению бизнесмена, все это привело к тому, что у людей пропадает доверие к судебной системе, «а вся система права в стране постепенно рассыпается». «Второе дело ЮКОСа — хорошая иллюстрацию этого», — заявил Ходорковский.
Он отметил, что в приговоре суда содержатся «три взаимоисключающих вывода» о том, что же именно он похитил. «Речь идет о готовности пожертвовать репутацией судебной системы ради того, чтобы посадить оппонента власти», — возмутился осужденный.
Экс-глава ЮКОСа высказал мнение, что людьми, которые организовали его уголовное преследование, двигают «иррациональные страхи» увидеть его и Платона Лебедева на свободе «даже через 10 лет заключения».
«Активизировались чиновники, которые хотят затеять третий судебный процесс.10 лет им мало. Недостойная суета, Бог им судья», — сказал осужденный.
«Надо стараться жить не по лжи и будь что будет, — процитировал бизнесмен Александра Солженицына. — Так я вижу искупление собственных грехов».
«Прошу этот юридически безграмотный приговор отменить», — сказал осужденный, напомнив, что Европейский суд по правам человека в конце июля признал нарушение его права на справедливое разбирательство по первому делу. А ведь назначенное по первому приговору суда наказание учитывалось при вынесении и второго приговора.
Читайте также: Европейский суд дал Ходорковскому шанс на отмену приговора
Что же похищено?
Адвокаты осужденных сконцентрировались на нарушениях закона в ходе процесса. «В такое нагромождение юридической и экономической ереси в одном приговоре трудно поверить! Но, тем не менее, все это есть», — негодовал адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант.
Он утверждал, что в приговоре суда «невозможно найти ответ на самый простой и элементарный вопрос: что же похищено?». «Ответы есть, но их так много и они такие разные, — продолжил защитник. — В приговоре суда говорится, что похищена нефть. Потом в приговоре говорится о хищении денежных средств, вырученных от реализации нефти и даже нефтепродуктов. Кроме трех перечисленных предметов хищения в деле на разных этапах, включая судебное рассмотрение, указывалось, что было похищено право собственности на нефть и нефтедобычу, хотя это технологический процесс».
Адвокат настаивал, что никакого ущерба потерпевшим, которыми были признаны нефтедобывающие «дочки» ЮКОСа, никто не причинил. «Их прибыль составила более 3 млрд долларов», — уверял защитник.
По его мнению, «тысячи страниц обвинительного заключения ничего не доказали — ни противоправности действий подсудимых, ни безвозмездности изъятия имущества у пострадавших, ни реального ущерба собственнику».
«Как это возможно: одновременно оставаться собственником чего-то, получить прибыль от этого и оказаться потерпевшими от хищения чего-то? — засыпал Клювгант судей вопросами. — Ведь похищенными признана не мелочь какая-то, а вся поставленная продукция или по меньшей мере две трети. В любом случае это сотни миллионов тонн нефти». При этом адвокат утверждал, что «ни одного барреля нефти, ни одной копейки не пропало».
Помимо этого защитник говорил о том, что президиум Мосгорсуда недостаточно снизил осужденным срок, «грубо нарушив принцип соразмерности при назначении наказания». «А если бы не нарушил, то наши бы подзащитные были бы на свободе на следующий день после решения президиума Мосгорсуда, то есть более 7 месяцев назад», — указал Клювгант.
Читайте также: Ходорковский и Лебедев выйдут на свободу в 2014 году
Впрочем, он подчеркнул, что «в этом очень простом деле, если очистить его от лжи и мусора, нет и не было оснований даже для одного дня для наказания».
Адвокат просил отменить приговор суда и прекратить дело. «Уважаемые судьи, у вас есть все полномочия и исторический шанс прекратить весь этот позор», — сказал он.
Его поддержали защитники Платона Лебедева Алексей Мирошниченко и Владимир Краснов.
В свою очередь представитель Генпрокуратуры в суде просила оставить приговор без изменения, а надзорную жалобу осужденных без удовлетворения. Она заявила, что судебные акты нижестоящих судов были вынесены в полном соответствии с законом. «В настоящее время не представлено каких-либо документов, влекущих отмену судебных решений», — подытожила представитель надзорного ведомства.
Аналогичное мнение высказала в суде и представитель потерпевшего — столичного управления Росимущества. Кстати, почему это ведомство вдруг стало пострадавшим, для всех осталось загадкой.
На принятие решения тройка судей взяла тайм-аут в 40 минут и затем огласила вводную и резолютивную часть своего решения. Судьи внесли коррективы в наказание по статье 174.1 УК РФ (легализация преступных доходов) с учетом принятых в декабре 2011 года поправок, снизив по ней срок до 6,5 лет лишения свободы, что сказалось на общем сроке наказания. Он составил по приговору Хамовнического суда 10,5 лет колонии, а по совокупности двух приговоров - 10 лет и 10 месяцев лишения свободы.
Что будет дальше
Несмотря на некоторое снижение сроков, адвокаты осужденных заявили, что недовольны исходом дела и намерены добиваться полной реабилитации своих подзащитных.
Последней инстанцией для защиты станет обращение к председателю Верховного суда Вячеславу Лебедеву. «В случае, если он решит возбудить надзорное производство, дело передадут на рассмотрение в президиум Верховного суда, — сообщил BFM.ru адвокат Платона Лебедева Владимир Краснов. По его словам, жалоба будет подана вскоре после того, как защита получит сегодняшнее решение на руки. Новое обращение у адвокатов фактически готово. «Теперь все будет зависеть от работы российской почты», — заметил Краснов.