Новая парадигма от мировых Центробанков
Кредитный бум и его последствия
Читать на полной версииРост цен на активы в 2000-х годах базировался на росте кредитования в развитых странах за счет падающих процентных ставок, что обеспечило работой страны развивающиеся.
Рост с 2009 года базируется на деньгах от Центробанков мира, которые способствуют росту кредитования уже в развивающемся мире. Кредитный бум 2000-х завершился кризисом перепроизводства долгов в 2007 году с обвалом цен на активы.
Когда же завершится кредитный бум в развивающихся странах и чем он закончится?
История растущих экономических циклов с бурным ростом активов насчитывает много примеров. Последний качественный рост активов наблюдался в 1990-е. Это была первая волна роста, вызванного началом победоносного шествия по планете глобальной финансовой экономики. Денежно-финансовая экономика создает в каждой точке максимально эффективного использования ресурсов максимально возможное количество этих ресурсов в режиме реального времени. Подобное стечение обстоятельств привело к тому, что различного рода изобретения, инновации, прорывные технологии, которые многие годы и даже десятилетия накапливались под сукном, были внедрены в реальную жизнь.
На свет появились новые отрасли, которые подняли производительность труда на принципиально иной уровень. Вместе с ростом производительности труда росли и реальные доходы людей в развитых странах, и цены на активы.
Как всегда бывает в таких случаях, рост цен на активы оказался чрезмерным и надулся пузырь. Более того, резкий рост благосостояния, прежде всего, в США привел к желанию инвестировать деньги в те места мира, которые оказались за бортом процесса роста производительности труда. Т.е. на развивающиеся рынки.
Так инфраструктура финансового рынка в развивающихся странах на тот момент практически отсутствовала, даже небольшой приток иностранных инвестиций привел к взрывному образованию пузырей и такому же быстрому их обрушению. Конечно, были развивающиеся страны, которые, в буквальном смысле слова, быстро развивались с внедрением и массовым использованием новых технологий. Такие как Тайвань, Южная Корея, Таиланд и другие. Именно там и надулся супер-пузырь, который быстро лопнул.
Обрушение финансовых рынков и 11 сентября 2001 года было использовано для понижения уровня процентных ставок с целью увеличения доступности кредита. В результате, мощнейший кредитный бум привел к росту потребления в кредит в развитых странах, индустриализации Азии, для обеспечения этого потребления и росту стоимости сырья, чтобы финансисты заработали еще и на индустриализации развивающихся стран.
Когда кредитный бум уперся головой в потолок пузырь начал сдуваться. Ключевым определением этого периода роста цен на активы было почти полное отсутствие роста производительности труда в развитых странах и опережающий рост потребления по отношению к росту производительности труда и росту доходов в странах развивающихся. Сильнее всего этот диссонанс проявился в странах европейской периферии, где сильный рост потребления сопровождался стагнацией производительности труда. Т.е. все дополнительное потребление было вызвано ростом задолженности.
На пике последнего кризиса, в самом начале 2009 года мировые денежно-финансовые власти начали разыгрывать новую карту. Появилась идея опережающего роста в развивающихся странах, основанная на росте потребления уже в этих странах, а не на Западе. Наиболее показательным моментом этой идеи является сказка про формирование устойчивого внутреннего спроса в Китае, придуманного ребятами из Goldman Sachs.
Для того, чтобы люди начали потреблять больше, им нужны дополнительные деньги. Откуда их взять? Напечатать! В развитых странах в 2009 году происходило сокращение потребления домохозяйств за счет кредитного сжатия. Более обеспеченные слои населения стали просто меньше тратить за счет оптимизации собственных расходов. Тогда правительства западных стран стали увеличивать свои расходы, чтобы компенсировать падение частного спроса.
Однако, этот процесс быстро уперся в лимит задолженности. Финансовые рынки моментально поняли, что при дальнейшем развитии событий в этом направлении правительства обанкротятся. Тогда на арену вышли кредиторы последней инстанции — Центральные банки. ЦБ мира не покупают ни продукты питания, ни недвижимость, ни товары длительного пользования. Они покупают облигации и создают иллюзию богатства у наименее и наиболее обеспеченных слоев общества. При этом происходит размывание накоплений у среднего класса.
В послекризисные годы нет фронтального роста цен на активы, но есть инфляция. Нет роста доходов, но есть рост расходов. Печатая деньги, Центральные банки создают ситуацию, при которой часть населения, располагающая сбережениями аккумулирует их в инструментах с фиксированным доходом. А рост экономики мира происходит за счет потребления в кредит наименее обеспеченными слоями, которым до последнего времени ссуды были недоступны.
Этот процесс как две капли воды похож на необеспеченную ипотеку в США, которая была катализатором кризиса 2007-2009 годов. Исходя из того, что процесс глобального роста производительности труда практически остановился, так как финансовая экономика полностью обескровила любые фундаментальные исследования, а все более ранние изобретения уже внедрены. Исходя из замедления темпов роста населения нашей планеты и темпов старения населения по всему миру, исходя из близких к критическим уровней закредитованности населения уже в развивающихся странах, можно сделать вывод о скором наступлении очередного периода глобального кредитного сжатия.
Отличие нового витка кредитного сжатия от предыдущих состоит в следующем:
— сильнее всего он ударит именно по развивающимся странам
— традиционные пути выхода из кризиса через наращивание расходов сейчас сильно ограничены
— финансовые рынки циничны. Если нельзя гнать цены вверх, они начинают падать. Те, мировые финансовые власти могут пойти на ускорение очистительного процесса через усиление кредитного сжатия.
Чем чревато кредитное сжатие в современных масштабах?
Всем известно, насколько важную роль в развитии цивилизации играет рост размера рынков сбыта и разделения труда. Именно эти два процесса отвечают за экономический прогресс и рост уровня жизни. Для того, чтобы изобрести и внедрить современные коммуникационные технологии нужны 7 млрд жителей Земли с соответствующим уровнем жизни. А кредитное расширение искусственно поднимает уровень жизни, и создается иллюзия размера рынка большего, чем он есть на самом деле. Соответственное масштабное и многолетнее кредитное сжатие фактически отбрасывает цивилизацию в прошлое. А происходит это по причине головокружения от успехов в результате слишком быстрого по отношению к реальному состоянию экономического развития и классической болезни роста.