Владимир Фортов: РАН не против новой реформы, но институты не должны уходить
14 научных учреждений РАН могут перейти под начало Курчатовского института во главе с Михаилом Ковальчуком. Эксклюзивно Business FM ситуацию комментирует президент Академии наук Владимир Фортов
Читать на полной версииЕщё одна научная реформа. В ускоренном порядке к 1 сентября правительство готовит рассмотрение вопроса об изменении «статуса» 15 научных учреждений, работающих в области физики, пишет газета «Коммерсант». Все они в прошлом году заключили соглашение о партнёрстве.
Оно предполагало совместную работу над крупнейшими и уникальными проектами. В частности, речь шла о создании самого мощного лазера в мире, коллайдере тяжёлых ионов в Дубне и реакторном комплексе ПИК в Санкт-Петербурге. Но в соглашении упоминалась и возможность создания «новой организационно-правовой структуры» на базе партнерства.
По данным «Коммерсанта», в конце июня в администрацию президента поступило письмо, подписанное директором Курчатовского института Михаилом Ковальчуком и экс-президентом РАН Юрием Осиповым.
В документе говорится о необходимости «формирования новой системы управления и финансирования инфраструктуры класса «мегасайенс». Ученые опасаются, что их передадут под начало Курчатовского института.
По мнению президента РАН Владимира Фортова, объединение для мегапроектов — это плюс, а выход академических институтов из системы РАН — минус, потому что эти институты занимаются и другими проектами, про которые могут забыть.
Об это Фортов заявил в интервью Business FM: «Академия наук никогда не выступала против реформы своих научных организаций. Наоборот, мы эту реформу проводим. Что касается этого объединения, предполагается объединение усилий по строительству крупных установок, будут выделяться достаточные деньги, потому что речь идет о затратах масштаба миллиарда долларов. Ясное дело, что такие установки должны использоваться большим количеством ученых, потому что они очень дорогие. Так делается во всем мире, и так делается у нас, на примере Дубны и Института Печкина».
По словам Фортова позиция Академии наук следующая: «Мы предлагаем, и соответствующее письмо от нас уже ушло наверх, сделать это в рамках государственной программы. При этом мы не считаем нужным, чтобы физические институты Академии наук, которые в этой программе могут участвовать, имели свою принадлежность, чтобы они уходили из Академии наук. Это институты многопрофильные, и они занимаются не только лазерами».
В обращении к президенту от бывшего главы РАН Юрия Осипова, в пример ставится немецкое Объединение научно-исследовательских центров имени Гельмгольца, куда входят 18 научных центров. Работа объединения абсолютно прозрачна. Зарубежные эксперты дают рекомендации по распределению финансирования и оценивают успешность. Нет главной научной организации. Управляющим органом является общее собрание сотрудников всех центров.