Щука, джентльмены и Эйнштейн
Тонкости английской рыбалки и не только
Читать на полной версииКак все-таки по-разному, бывает, видится оттуда и отсюда. Я про щуку.
Щука и в западных водоёмах водится, и в Европе, и в Америке. И ловят ее, и едят. От нас, из Москвы, Европа иногда кажется перенаселенной, заиндустриализированной. На самом деле много чистых заповедных уголков, прозрачных тихих озер и светлоструйных речек.
И рыбалку тоже любят, и морскую, и пресноводную. По официальным британским данным, например, в стране более трех миллионов любителей-рыболовов. Подсчитано, что каждый рыбак в год тратит в среднем около тысячи фунтов (свыше 50 тысяч рублей) на своё увлечение. Это лишь лицензии и снаряжение. Если добавить, сколько гостиниц, пабов и ресторанов, кемпингов и сервисов держится на рыбаках, сумма получится очень внушительная.
В английской рыбалке есть определенные тонкости, о которых я и не подозревал, пока не поселился в горах северного Уэльса. В горной речке у нас и лосось, и форель. К большому порогу рядом со старой мельницей выйдешь — можно посмотреть, как лосось прыгает вверх по течению. Зрелище!
Я раньше много рыбачил, и щуку, и судака, и окуня вытаскивал. Сейчас редко выбираюсь, но интерес сохранил. В нашей долине реки Dovey или по-валлийски Afon Dyfi была особая смесь населения. Во-первых, фермеры-валлийцы, они больше овцами, чем рыбой интересуются. Многие считают, что валлийская баранина самая вкусная в мире. Во-вторых, хиппующая молодежь. Роберт Плант с Led Zeppelin клип к одной песне в долине Dovey снимал. Повзрослев, бывшие хиппи создали авторитетный Центр альтернативных технологий с солнечными батареями, ветряками и гидрогенераторами. И третья группа — действующие и отставные политики, дипломаты и военные. Вот их-то и привлекала в горы рыбалка.
В разговорах с ними выяснилось, что настоящий джентльмен удит только в нахлыст — на «мушку». Мушка на леске летает над водой, сложные эволюции делает, настоящее искусство, похожее на фехтование или на художественную гимнастику — упражнение с ленточкой. Достойной добычей считается только либо лосось, либо форель. Царь-рыба, короче.
А щука, судак, окунь всякий, на блесну ли, на живца или просто на удочку с поплавком — это для «нижних чинов». Лосось и форель, во всяком случае «настоящие», дикие, а не выведенные в рыбном хозяйстве, ловятся на стремнинах чистых горных речек, в дорогих престижных местах — в Озерном крае, в горах Уэльса или Шотландии. А щука и прочие жерехи — в стоячих озерах, на затопленных карьерных выемках или в искусственных прудах.
Причем, рассказывали это мне — сами джентльмены, конечно, в местной таверне, уже после второго-третьего и всё равно при этом, оглянувшись, полушепотом и подмигнув, слегка заговорщицки, вроде как, по секрету сообщаю. Я сначала не понял, в чем дело, потом сообразил — политкорректность давит, классовая солидарность, рабочий класс обижать не полагается.
Уважающий себя рыболов-спортсмен сейчас обычно выпускает пойманную рыбу. Взвесил, сфотографировался на память — и бывай. В ходу теперь «гуманные» крючки, чтоб рыбе губу не рвали. Но некоторые, конечно, и на «котлеты» пускают.
Времена меняются, сейчас и щуку с окунем в нахлыст стало популярным ловить, и лосось с форелью не одним джентльменам доступны.
Кстати, и рекордная щука выловлена не где-нибудь, а именно в Уэльсе на искусственном озере Llandegvedd Reservoir. Рыбак R.Lewis вытащил рыбину на 21,234 кг (46 фунтов 13 унций). Рекорд держится уже более двадцати лет.
У нас многие засомневались, действительно ли Путин такую большую щуку поймал. Как в народном фильме с Лёликом: «клев будет такой, что он забудет всё на свете». И правда, щука длиной в метр весом 9-12 кг — это гордость каждого рыбака. Но все же бывают редкие экземпляры побольше. Вот, пожалуйста, всебританский рекорд на двести грамм опережает путинский! Не верите, посмотрите на официальном сайте английских рыболовов-спортсменов anglingtrust.net.
И вот еще одна история про всемирно-историческое значение рыбалки.
Перед второй мировой войной из Европы от нацистских зачисток валили толпы политически или этнически «неправильных» людей. Кто-то осел в Англии, кто-то перебрался за океан. Среди сваливших в Америку было трое австро-венгерских евреев. Научная профессия у них была такая узкая, что не объяснишь. Да и никому не интересно, во всем мире таких, как они, может, десяток или два набралось бы. Сейчас некоторые сказали бы, что хобби занимались. Но за тем, что происходило в Европе, они следили — по своей части. И вот, уже в 1939 году заметили нечто необычное, встревожились не на шутку. И потому, что сразу поняли, чем грозит это необычное. И потому, что знали, никто во всем мире, может, и не понимает этого. И потому, что не знали, куда бежать и кому объяснять.
Звали этих трех Лео Сциллард (точнее Силард), Эдвард Теллер и Юджин Вигнер. А заметили они, что Германия ведет работы с ураном, экспорт руды запретили, публикации засекретили. Наконец, тройка решила обратиться к Эйнштейну, тоже к тому времени жившему в Америке. Звезда, ученый из ученых, нобелевец. К нему-то прислушаются. Но Эйнштейн на лето всё бросал и уезжал на дачу ловить рыбу — жил в маленьком домике на Лонг-Айленде, страстным рыбаком был. Будущие отцы атомной бомбы поехали его в жаркий летний день разыскивать, но перепутали адрес и так и не смогли найти.
Потели, ругались, уже хотели ехать назад, но тут у дороги увидели маленького мальчика с удочкой и синим ведёрком. Наудачу спросили — оказалось они с Эйнштейном лучшие друзья-рыбаки. Мальчик привел физиков к домику «дяди Альберта».
Эйнштейн написал письмо Рузвельту с предупреждением о новом виде энергии и работах в Германии. Президент США поначалу не слишком серьезно отнесся к письму, долго в ящике держал, но потом, в конце 1941-го, выделил несколько сот долларов, чтобы «изучить вопрос». Когда вопрос изучили, сумма выросла до двух миллиардов долларов, начался «Манхэттенский проект».
Через неделю будут отмечать во всем мире годовщину Хиросимы. О том, помогло ли атомное оружие закончить быстрее ту мировую войну и почти семьдесят лет удерживать мир от новой, до сих пор еще спорят. Но, как известно, оттуда же, из тех же работ пошла и атомная энергетика, покончившая с углеводородной монополией.
Щука здесь, кажется, ни при чем. Так, к слову пришлось.