В США приговорили к тюрьме трех британских мошенников. 85 миллионов фунтов стерлингов — таков размер ущерба, который они нанесли своим соотечественникам. Всего пострадало 2300 человек, которых злоумышленники убедили вложить средства в заведомо убыточные акции.

История началась в 2004 году, когда Пол Гантер, Саймон Одони и Ричард Поуп, пользуясь услугами испанского колл-центра, начали агрессивную маркетинговую кампанию по привлечению инвестиций в быстрорастущие акции малоизвестных компаний. Каждый сотрудник совершал ежедневно по 50 так называемых «холодных звонков» с вопросом: «Вы получили информацию о нашем выгодном предложении?». И продажи пошли. Причем курс продаваемых ими акций постоянно рос. Эта жульническая схема известна под названием boiler room — «бойлерная».

Как пояснил аналитик гильдии трейдеров Дмитрий Степанов, речь идет о продаже ценных бумаг компаний, которые, по сути, не ведут никакой коммерческой деятельности или создавались только ради того, чтобы их ценные бумаги размещались. «Эти компании имеют небольшой объем акций в низших эшелонах, а далее резко показывают рост прибыли, — говорит Степанов. — Все с удовольствием пытаются брать то, что через месяц может стать настолько же популярным, как компания Apple. Все свои сбережения инвестируют, но, не разбираясь, куда инвестируют, теряют свои деньги».

В результате предприимчивые дельцы некоторое время процветали: частные самолеты, яхты, бунгало на Карибах. Теперь же Гантер получил 25 лет, Одони — 13, а Поуп — четыре года. Не очень радостное утешение для вкладчиков, которые денег своих не увидят, — они бесследно пропали. Один из пострадавших покончил жизнь самоубийством.

Мошенничество типа boiler room стало весьма модным в 1990-ые годы, во время бума так называемых дот-комов, когда Интернет бурно развивался, но мало кто из инвесторов понимал, как и куда вложить деньги. Да и термин возник сравнительно недавно, говорит лондонский трейдер Кен Векслер.

«Был когда-то голливудский фильм с таким же названием, хотя история другая. Отсюда и термин boiler room,— говорит Векслер. — Как такое возможно в стране, где власти за всем этим следят? Если могло произойти такое, как банкротство Lehman и тому подобное, то подобные истории происходят и будут происходить».

Термин «бойлерная», возможно, и новый, но история эта не столь уж и нова. В XVII все в той же Британии развивалась история «Компании Южных морей». Ее акционерам было обещано так называемое «асьенто» — исключительное право на торговлю с испанской частью Южной Америки. В какой-то момент курс акций компании взлетел в 10 раз. Начался ажиотаж. Бумаги продавали вразнос на улице. Исаак Ньютон сначала предвидел крах и выгодно продал свои акции, заработав 7000 фунтов, но потом не удержался и приобрел новый пакет. В результате он потерял огромную по тем временам сумму — 20 000 фунтов. Впоследствии легендарный физик с горечью сказал, что может вычислять движение небесных тел, но не степень безумия толпы.